Очень часто обслуживание технически сложных объектов откладывается «на потом». Работы начинают выполняться, когда ситуация уже выходит из-под контроля. На первых этапах очень сложно просчитать заранее все риски, поломки и проблемы, с какими придется столкнуться. Так и при обслуживании систем кондиционирования, сложно оценить объем потенциальных затрат на ремонт и обслуживание.
Для примера рассмотрим кейс по ремонту и обслуживанию систем кондиционирования на одном из объектов. Это административные здания, микроклимат в которых обеспечен мощностями установленных прецизионных кондиционеров. Для кондиционирования и вентиляции объекта задействованы прецизионные кондиционеры марки Emerson Liebert Hiross, HiRef, Uniflair. Такие системы используются для управления параметрами микроклимата в том числе и на промышленных объектах.
Возьмем для сравнительного анализа обслуживание 10-ти подобных систем кондиционирования, расположенных по одному адресу. Рассчитаем стоимость обслуживания в год при абонентском обслуживании и обслуживании по разовым заявкам.
Расчет технического обслуживания 10 систем кондиционирования в год
Вид работ | По договору абонентского обслуживания | Обслуживание разовыми выездами |
Техническое обслуживание ( 4 раза в год) | 783 000 руб. | 860 000 руб. |
Аварийные выезды, ремонты (из расчета 12 выездов в год, по статистике ломается 10% оборудования 1 раз в месяц) | 350 000 руб. | 564 000 руб. |
Расходные материалы (замена фреона, фильтров 4 раза в год) | 348 000 руб. | 355 000 руб. |
Итоговая стоимость обслуживания | 1 481 000 руб. | 1 779 000 руб. |
Выгоды и риски Заказчика
При прочих равных получаем при абонентском обслуживании 1 481 000 руб. против стоимости 1 779 000 руб. при обслуживании по разовым заявкам.
При сценарии регулярного абонентского обслуживания все риски, сопряженные с работой оборудования и обслуживанием систем кондиционирования, берет на себя обслуживающая организация.
Немаловажным фактором является и наличие договора с организацией, в котором прописаны техническое задание, регламент взаимодействия, сроки выполнения работ. При подписанном договоре вопрос оперативного реагирования и действий строго по регламенту — решен.
При варианте разового обслуживания заказчик вынужден каждый раз выбирать подрядчика, либо обращаться к предыдущему, из-за чего срок реагирования увеличивается, он регламентирован и не фиксирован. Нужно учесть и уровень загрузки Исполнителя, а также тот нюанс, что он может отказаться от работ в последний момент или увеличить стоимость услуг. При работе по договору Исполнитель несет всю ответственность, и не может увеличить стоимость в одностороннем порядке.
При этом, при заказе услуги годичного комплексного технического обслуживания инженерных систем здания услуги по техническому обслуживанию кондиционирования входят в комплекс, и становятся еще дешевле.
Варианты работ, увеличивающие стоимость аварийного обслуживания
Стоит отметить, что на объекте заказчика могут выходить из строя различные части и детали прецизионных кондиционеров, которые могут потребовать определенного вида ремонта или замены частей оборудования:
- Поломка компрессора (нормальность его работы зависит от правильности его монтажа);
- Поломка вентилятора внутреннего или наружного блока;
- Утечка фреона (у такого вида кондиционеров количество фреона достигает 20 литров);
- Проблема с отводом дренажа или дренажного оборудования (случается в основном при редком и не качественном обслуживании). Может приводить к утечке дренажных вод в помещение, заливать пол и серверное оборудование;
- Скачки/просадки напряжения, приводящие к выгоранию электронных компонентов (платы управления, платы внутренних и наружных блоков).
И это не единичные случаи, хотя они и относятся к непредвиденным затратам собственника.