Установка автоматики на распашные ворота позволяет открывать и закрывать конструкцию с помощью пульта дистанционного управления, не покидая автомобиля или жилища. Можно выбрать подходящий по цене механизм из представленных в продаже или, при наличии необходимых технических знаний, изготовить его своими руками.
Достоинства и недостатки автоматических распашных ворот
Установка распашных ворот с электроприводом сейчас не столь распространена, как оснащение автоматикой подвесных или рельсовых ворот. Это связано с тем, что последние варианты конструкций при открывании не «съедают» полезное пространство, что позволяет монтировать их на участках с ограниченной площадью. При этом распашные модели более надежны и устойчивы к повреждениям, имеют долгий срок службы, несмотря на определенный риск провисания полотна при несоблюдении нюансов установки. Оснастив такую конструкцию автоматическим блоком, домовладелец упростит управление ею без потери взломостойкости. Можно организовать открывание ворот внутрь и наружу.
Существует несколько типов механизмов, различающихся устройством и требованиями к ограждению. Пользователь сможет подобрать вариант, подходящий по ценовым и эксплуатационным характеристикам.
Минусом конструкции является необходимость в подготовке окружающей территории и невозможность монтажа на участках, где вблизи ворот располагаются объекты, которые будут мешать движению створок.
Перед тем как ставить систему, нужно оценить, отвечает ли участок требованиям к пространству. Также она не подходит для местностей, где часто наблюдаются сильные ветровые порывы.
Выбор автоматики для распашных ворот
Перед установкой автоматики на ворота нужно осмотреть область, где планируется располагать привод. Поскольку после команды остановки ворота будут некоторое время перемещаться под действием инерционной силы, им не должны преграждать путь какие-либо предметы. Если в регионе в зимнее время выпадает много снега, его придется регулярно убирать. Следует помнить и о несовместимости с такой конструкцией висячих замков.
На выбор блока автоматизации оказывают влияние следующие факторы:
- Привод должен иметь запас прочности. Если скорость открытия створок неодинакова, должна включаться блокировка движения.
- Важно, чтобы возможности автоматики соответствовали массе створки, иначе ветровой порыв может вывести систему из строя. Имеют значение площадь полотен и дистанция между петлей и столбовой опорой.
- Интенсивность использования. При большой проходимости ворот предпочтение отдается быстро реагирующему механизму.
- Влияние заморозков и температурных перепадов на качество работы автоматики.
Наиболее распространенные типы приводов – линейный и рычажный. Первый привлекателен низкой ценой, но створки при его использовании движутся медленно. Такую систему часто приходится дорабатывать, чтобы добиться полного закрытия створок при использовании. Вариант с рычагом несколько дороже, но работает эффективнее и быстрее, а также отличается простотой монтажа. Створки при его использовании закрываются до конца. Еще один вариант – подземный привод, отличающийся от предыдущих невидимостью стороннему наблюдателю. Устанавливать его сложнее, чем другие модели.
Самостоятельное создание автоматического блока – процесс непростой, требующий аккуратности и достаточной квалификации в области электрики. При отсутствии должных знаний и опыта лучше приобрести систему, готовую для установки. Неправильная сборка компонентов может привести к неприятным последствиям для домовладельца и участка.
Самостоятельная установка оборудования
Перед началом работ нужно изучить рекомендации к приобретенному продукту относительно того, как правильно установить автоматику на распашные ворота. Следует обратить внимание и на требования к проему и окружающему участок пространству.
Что понадобится для работы
Одна из главных вещей при установке автоматических распашных ворот – безопасность использования. Поэтому предпочтительно приобретать блоки, рассчитанные на невысокие показатели напряжения (до 36 В). Можно купить готовый к установке актуатор на створку (их необходимо два – по одному для каждого полотна).
Важно также продумать организацию автоматической остановки двигателя на крайних позициях движущихся элементов, чтобы система не вышла из строя. Для решения этой задачи используются концевые выключатели и бесконтактные датчики.
Подготовить непосредственно проем своими руками несложно. Для стоечных опор используются металлические трубы. Из таких же элементов делается каркас, при этом берется профиль двух типов сечения – 4х2 и 6х6 см. Также важно приобрести компоненты запирающего механизма. Закладные детали изготавливаются из швеллеров или трубок.
Установка при открытии ворот внутрь
Кронштейны закрепляются на выведенных закладных, при этом на крайних уголках хода конструкции монтируются упорные элементы. Изготавливаются они из уголка или арматурных деталей. Возможна установка привода уже после монтажа самих ворот. Этот способ подойдет, прежде всего, для линейных конструкций. Если столб выполнен из кирпича, в середине делают нишу.
Установка при открытии ворот наружу
Трубка или швеллер с квадратным сечением (сторона – 10 см) монтируется в середину кирпичной опоры и затем производится приварка арматуры. Для профильной трубки выводят 3 закладные. К опорному столбику привариваются петли. Высота укрепления приводных элементов должна быть идентичной размещению закладных. При монтаже автоматики один кронштейн сваркой соединяют с каркасной рамой, другой – с закладной. При прокладке проводов важно проверять их состояние (в частности, целостность изоляции и отсутствие иных повреждений).
В инструкции часто указывается максимальная допустимая высота установки привода (например, 2,5 м). При этом большинство моделей не рекомендуется размещать близко к земле (на высоте менее 0,3 м).
Настройка процессов автоматизации управления воротами
Для прикрепления привода к опорам и полотнам используются кронштейны в виде буквы П. Они обеспечивают нужную степень подвижности системы. Для оси вращения подойдут каленые болтовые детали сечением 0,8-1 см. Не стоит ради экономии пользоваться оцинкованными крепежами китайского производства. В силу недостаточной твердости они быстрее изнашиваются, из-за чего система потеряет в надежности. Блок управления устанавливается вводами кабелей вниз, чтобы предотвратить попадание влаги.
Рычаг и электромотор монтируются в верхней части створок. Блок сначала крепится к столбовым опорам, а затем уже к частям полотна. Когда механизм будет установлен, ворота тестируют ручным открыванием и производят настройку концевых выключателей. Чтобы двигатель не сломался, система должна быть снабжена механизмом, выключающим сеть при нарастании тока. Важно также установить индикаторную лампочку, показывающую подачу напряжения. У смонтированной системы тестируются плавность открытия и закрытия. Мотор и редуктор нужно снабдить чехлами, защищающими от попадания воды.
Чтобы автоматика прослужила долго, важно, чтобы при открывании и закрывании ворота не встречали мешающих предметов. Необходимо регулярно проводить профосмотр конструкции и смазывать механизм, следуя указаниям инструкции. Если систему заклинило, на ее элементы не следует давить. Когда ворота нуждаются в починке, рекомендуется вызывать специалиста. Электросеть должна быть оборудована защитным заземлением.