Установка откатных ворот для гаража или садового участка привлекательна отсутствием необходимости регулярно чистить снег на прилегающей территории. Кроме того, конструкция не сужает область въезда. Смонтировать такую систему своими руками вполне реально, хотя и сложнее, чем распашные ворота.
Устройство и принцип действия откатных ворот
Решив установить откатные ворота, нужно определиться с выбором механизма, позволяющего полотну сдвигаться вдоль плоскости забора, освобождая пространство для входа жильцов или въезда транспортного средства. Существуют такие их разновидности:
- Рельсовый механизм с роликами, крепящимися снизу каркаса створки. Между ними распределяется вес полотна. Створка движется по направляющей. Конструкция не ставит рамок для значений высоты и длины полотна. Последнее может быть цельным, или состоять из нескольких секций.
- Консольный тип сдвижных ворот тоже имеет ролики, но здесь они фиксируются неподвижно. По ним перемещается полотно. Этот вид уже налагает ограничения на габариты и массу створки (она не должна быть слишком тяжелой), что сказывается на выборе материалов.
- Подвесная модель, у которой полотно подвешено на верхнюю балку. По ней оно перемещается с помощью роликов, устанавливать которые можно как на створке, так и на балке. Последний способ характерен для конструкций, монтируемых в складских помещениях и на промышленных объектах. Минусы этого типа – ограничение по высоте и высокие требования к прочности балки. Плюс: на одной поперечине можно установить несколько створок, движущихся в одну и ту же сторону или в противоположных направлениях.
- Консольная модель с подвесом. Включает пару опор, на которые подвешены легкие створки. Модель подойдет для участка небольшой площади с ограниченной шириной въездной части.
Чтобы система прослужила долго, важно уделять должное внимание качеству фурнитурных элементов – запоров, роликов, уловителей и других деталей. По ширине въездной части конструкции можно разделить на несколько групп. Если она узкая (4 м и менее), подойдут легковесные сварные ворота. Именно этот вариант часто используется в частном строительстве. Средняя ширина (4,5-12 м) требует укрепленного прочного каркаса. При показателе более 12 м устанавливают верхнюю балку с усиленными роликами.
Откатные модели привлекают своей взломоустойчивостью и невосприимчивостью к ветровым нагрузкам. Их эксплуатация не требует постоянной уборки снега с обеих сторон. Многие типы сдвижных конструкций не требуют ограничения по высоте. Недостаток моделей – необходимость в некотором свободном месте для отката позади передней части ворот.
Схемы и чертежи
Перед началом работ рекомендуется подготовить чертеж, на котором должны быть отображены основные элементы конструкции с их габаритами. Для этого можно воспользоваться уже имеющимися наработками. Если планируется установка автоматики на откатные ворота, компоненты блока и пути пролегания проводов необходимо указать на схеме. Если производится монтаж готового решения, следует отталкиваться от указаний, данных в руководстве по эксплуатации. Пошаговая инструкция обычно прилагается в комплекте.
К основным параметрам, которые должны быть указаны в чертеже, относятся ширина проезда, линейные габариты эксплуатируемых транспортных средств, а также дистанция между машиной и опорами ограды (должна быть не менее 0,3-0,5 м в каждую из сторон). Если автомобиль будет въезжать через ворота под углом, значение ширины увеличивается вдвое. Высоту откатывающегося сегмента обычно выбирают так, чтобы он смотрелся на одном уровне с остальной частью ограждения. Между полотном и поверхностью грунта оставляют просвет примерно в 0,1 м.
Элементы и комплектующие
Компоненты системы без труда можно приобрести в специализированных магазинах. Домовладелец может подобрать комплект, подходящий для эксплуатации полотна планируемой массы в заданной ширине проема. При отсутствии необходимых деталей в местных строймагах можно заказать их через интернет.
В стандартный комплект для откатной конструкции входят верхний и нижний уловители, концевой и опорный ролики, удерживающая платформа и направляющая рельса. Важно также запастись скобками и заглушками. Швеллер делает конструкцию жестче и препятствует ее деформации под действием ветровых порывов или случайных ударов.
Монтаж откатных ворот
Закладная для ворот представляет собой 16-й швеллер, подвергнутый бетонированию. В общем случае его монтируют на нулевой высоте заезда, но если пол планируется облицовывать плиткой, изделие поднимают на его высоту. Чтобы бетонная смесь во время заливки целиком проникла под швеллер, опалубка делается на одном уровне с ним.
Заглубление закладной определяется отметкой промерзания почвы. В средней полосе конструкция закладывается на глубине 1,7 м, из которых 0,2 м отводится на подушку из песка. На застывание бетонной смеси уходит 1 месяц. По истечении этого периода можно начинать монтаж ворот.
Для создания конструкции нужны следующие виды оборудования:
- сварочный аппарат;
- шлифовальная машина с комплектом кругов;
- болгарка и шуруповерт;
- электродрель и крепежные элементы для монтажа облицовочного материала;
- строительный уровень.
Рама сваривается из профильных труб, при этом поперечины должны располагаться поверх вертикальных элементов. Такое расположение уменьшает вероятность коррозионных процессов. Поперечины оснащают заглушками. К нижней трубе приваривается направляющая в форме буквы П. Затем каркас обшивается профлистом. Места сварки зачищаются, а рама покрывается защитным красящим составом.
Ролики для работ подходят только стальные. Изделия из пластмассы использовать не следует. Они плохо переносят низкие температуры. Детали устанавливают на поверхность и накатывают направляющую. Важно также использовать болты для регулировки. Некоторые приводы могут останавливать полотно в определенном месте, если известна его длина. Стальные улавливатели должны иметь толщину минимум 304 мм. Важно правильно отрегулировать нижнюю ловушку (ее ставят последней). При входе створки в нее ворота должна подниматься на 2 мм для разгрузки роликов.
Пластины для монтажа роликов привариваются к швеллеру в его центровой части, в 10-15 см от краев. Тележки на них крепятся с помощью болтов и гаек. После установки ворот проверяют плавность хода, делают контрольные измерения и регулируют позицию роликовых опор, чтобы конструкция стояла ровно.
Если система будет оборудована автоматическим блоком, нужно продумать прокладку проводов. Это делают перед заливкой основания. Провод размещают в шланге с гофрой и монтируют в конструкцию фундамента. Также нужно проложить кабели туда, где планируется монтировать электропривод. Свободные окончания выводят выше отметки основания на метр-полтора. Для успешного подключения автоматики нужно строго следовать рекомендациям производителей.
У некоторых моделей откатных ворот отверстие, куда заливается масло, может быть закупоренным пробкой. Это делают для предотвращения вытекания при перевозке. До стартового пуска на пробке надо открутить винт, расположенный сбоку. В противном случае масло будет выдавливаться через прокладки, если движок перегреется. Если при попытке подключить привод он не работает, нужно проверить расположенный внутри предохранитель.