Для ремонтных работ и других манипуляций с автомобилем необходимо хорошее освещение в гараже. Выбирать лампы и схему электропроводки нужно с учетом планировки помещения и используемого источника питания.
Выбор типа осветительных приборов
Чтобы решить, какие лучше поставить светильники в гараж, нужно понимать разницу между ними. Приборы отличаются принципом функционирования и величиной потока света на 1 Вт электроэнергии.
Лампы накаливания и галогеновые
Лампы накаливания – бюджетный вариант. Функционируют они благодаря способности вольфрамовой нитки выделять тепло при протекании электротока, связанной с большим удельным сопротивлением материала. За счет этого нитка раскаляется и излучает теплый свет. Плюсы таких изделий, помимо их цены – способность работать при разных температурах окружающей среды, отсутствие мигания, возможность включать лампочку большое число раз. Минусы – значительное потребление энергии (40-80 Вт) и не слишком большой срок эксплуатации (до тысячи часов).
Запаянные колбы галогеновых моделей заполняются газом, повышающим температуру нитки. Такая конструкция продлевает срок службы изделия до 5-12 тысяч часов, при этом энергии они потребляют меньше, но колба при эксплуатации сильно нагревается.
Светодиодная подсветка
С точки зрения эксплуатационных качеств это один из лучших вариантов освещения в гараже. Светодиодные ленты и лампы часто используются в нежилых помещениях и могут давать как теплый, так и холодный свет. Они невосприимчивы к минусовой температуре, влажному воздуху, перепадам напряжения. Установить такие лампы в гараж обойдется дороже других вариантов, зато они потребляют мало энергии (5-14 Вт) и способны работать до 25 000 часов.
Люминесцентные лампы
Наиболее прихотливый вариант гаражных светильников. Они отличаются небольшим энергопотреблением (10-20 Вт), но выбор их в качестве основного источника света не считается правильным. Это обусловлено высокой восприимчивостью к морозам, сырости и скачкам напряжения. Если помещение не отапливается, такие устройства дублируются светодиодами либо лампами накаливания. Кроме того, изделия нельзя выбрасывать вместе с основными отходами.
Выбор схемы
Определившись, какие светильники выбрать для гаража, можно переходить к проектированию схемы. Лучше всего сделать их две. Основная подсветка обеспечивает общее обслуживание помещения, местная – точечное освещение определенных областей.
Для общего обслуживания гаража подойдут накладные осветительные приборы. Их легко монтировать на потолочной поверхности или стене. К устройствам предъявляются такие требования:
- закрытое исполнение с защитным стеклом высокой прочности;
- монтируемая сверху решетка из металла (ставится на изделия, размещенные ниже метра от пола);
- на пути светового потока устанавливается рассеиватель;
- устройства должны равномерно размещаться по площади помещения.
Локальная система помогает осветить конкретные зоны – стол, верстак, определенные части автомобиля. Устройства должны надежно крепиться в заданной позиции и не мешать при работе. Если светильник всего один, можно выбрать портативное изделие.
Обустраивать освещение гаража начинают с подбора ламп: их вида, числа, мощности и определения точек монтажа. Важно, чтобы большинство приборов направлялись на рабочие зоны.
Простая схема освещения для гаража включает в себя понижающий напряжение трансформатор для светодиодных устройств (использовать сеть 220 В нельзя), автоматы (вводный, для розеток и питания), провода, УЗО и потребляющие компоненты. Вход в щиток распределения нужно заземлить, при этом сопротивление не должно превышать 4 Ом. Когда проводка не подсоединена к домашней сети, используется счетчик электричества. Розетки устанавливают минимум в 0,8 м от пола. Быстрый и экономичный вариант осветить помещение в отсутствие питания – светильник, снабженный аккумулятором.
Для гаража размерами 4х6 м обслуживаемая площадь составит 24 м², так что нужный показатель освещенности будет равен 24*20=4800 Лм. Зная данные светоотдачи лампочек, которые будут использоваться для схемы, можно определить их число.
Локальное освещение можно организовать с помощью прожектора на штативе, портативного фонарика или размещенной над столом лампочки. Приборы, входящие в общую сеть, часто устанавливаются на потолке либо на стыках стеновых плоскостей, образующих углы. Иногда их размещают и на самих стенах.
Монтажные работы
Для работ потребуются электродрель и перфоратор с набором сверл, подходящих для материала, из которого сделаны стены, а также шуруповерт. Необходимо приобрести и мультиметр. Отвертка и перчатки должны иметь электроизоляцию. Также нужно подготовить уровень и плоскогубцы. Сечение используемых для проводки кабелей подбирают по таблицам, учитывающим номинальный электроток и мощность.
На стенах отмечаются места, где будут находиться приборы, распределительный короб, переключатели и розеточные гнезда. Затем проверяют, что проводка удобно ложится в пути планируемой прокладки, и ставят авто в гараж. Если расположение элементов системы вышло комфортным, машину вывозят и просверливают отверстия для установки основных компонентов. Затем стены штробятся, на них крепится короб и в него продевается кабель. Когда вводный щит будет установлен, провода подключаются к автоматам. Нужно проверить, что вводные устройства и УЗО подключены верно. После монтажа розеток и осветительных приборов тестируется работоспособность системы.
Вводное устройство монтируют рядом со входом в помещение. Если имеется смотровая яма, допускается поставить в нее свой щит. Сами эти устройства являются наборными. В обычный гараж монтируют 3 выходных автомата, в снабженный ямой – 4.
Для смотровой ямы необходима низковольтная схема, так как высокая влажность создает соответствующие требования безопасности. Допустимый максимум постоянного тока – 24 В, переменного – 36. Питание подается системой из трансформатора, стабилизатора и выпрямителя. Поток света должен направляться на днище транспортного средства. Использовать автомобильные трансформаторы нельзя.