Гаражные ворота могут быть распашными, откатными или подъемными. Из последних особой популярностью пользуются модели секционные,собранные из сэндвич-панелей. Они очень практичны, удобны и при открывании не занимают места. Однако установка гаражных ворот такого рода сложна и требует умения.
Что нужно знать о секционных воротах
Свое название такая модель получила из-за конструкции. В обычном случае створка – цельное жесткое полотно. Секционные конструкции собраны из элементов. Крепление между ними прочное, но не жесткое. Такое полотно способно сгибаться и даже сворачиваться в рулон – например, роллетные модели.
Чаще всего секции представляют собой вариант сэндвич-панели. Это плита, сделанная из пенополиуретана – теплоизолятора с высоким уровнем теплосбережения, и защищенная с обеих сторон листами оцинкованной стали. Композит получается легкий и прочный, но при этом еще и теплый. Выпускают панели с отделкой не только из стали, но и из древесностружечного материала или вагонки.
Сэндвич-панели чаще всего используют при конструировании подъемных ворот, так как именно здесь все преимущества материала проявляются сильнее всего. Такая модель при открывании не распахивается, а поднимается по направляющим, меняя угол наклона, и останавливается в горизонтальном положении. Высота подъема зависит от назначения гаража – для легковых автомобилей, грузовых, автобусов. При этом дверное полотно не занимает место в проеме или возле стены.
Установка секционных подъемных ворот в гараж позволит:
- сэкономить место;
- утеплить гараж, так как сэндвич-панели предупредят потерю тепла;
- стабилизовать температурно-влажностный режим внутри помещения.
Подъемные ворота допускается открывать вручную. Но чаще оснащаются электроприводом и управляются с пульта.
Разновидности конструкции секционных ворот
Различают секционные модели по назначению:
- Гаражные – имеют небольшие размеры, так как рассчитаны на частные гаражи или стоянки в торговых центрах. Крепление потолочное. Секции изготавливаются из сэндвич-панелей разного вида, так как они обеспечивают теплоизоляцию бокса. Модели весьма привлекательны. Часто имитируют деревянную обшивку, могут иметь рельефную необычную фактуру. Управляются вручную или с помощью автоматики.
- Промышленные – рассчитаны на эксплуатацию в тяжелых условиях. Они не всегда утеплены, но обеспечивают максимальный уровень защиты от химически агрессивных веществ, обеспечивают высокую герметичность при закрывании и чаще всего выступают элементом шумоизоляции. Типоразмеры разнообразны. Промышленные ворота обязательно оборудуются электроприводом, а также усиленной цепной системой, что позволяет открыть тяжелую створку при отключении электричества.
- Модели с калиткой – дорогая разновидность. Калитка обустраивается прямо в полотне створки. Состоит из секций и изгибается, поэтому имеет сложную конструкцию. Однако для частного дома или небольшого предприятия такой вариант наиболее удобен.
Выпускает секционные ворота множество российских и зарубежных компаний.
Требования к проему и его подготовка
Монтаж секционных подъемных ворот – работа сложная, требующая высокой точности. Механизм открывания предполагает свободное смещение створки по дуге, во время которого секции меняют угол наклона друг к другу. Затруднения на любом этапе приводят к тому, что створки перестают открываться.
Самая важная часть подготовки – размеры.
Необходимо точно определить габариты самого проема и гаража.
- Определяется высота проема. Это не абсолютная величина, а высота, необходимая для проезда машины. По правилам расстояние между крышей машины и потолком, в данном случае створкой сверху, должно составлять не менее 30 см.
- Измеряется притолока.
- Определяют ширину проема. При монтаже гаражных подъемных ворот с обеих сторон рабочего проема оставляют по 2 см для установки. Необходимая величина – сумма ширины и 4 см.
- Для обслуживания и установи каркаса требуется некоторое пространство – по 8 см с каждой стороны.
- Глубина гаража должна превышать высоту дверного полотна, чтобы створка в горизонтальном положении помещалась в помещении.
Результаты замеров передаются в цех производителю, по ним рассчитывают габариты системы.
Материал стен – газосиликатный блок, пенобетон, газобетон, профнастил, брус – на размеры секционных моделей не влияет. Но это имеет значение для разработки и монтажа каркаса.
Подготовка к монтажу секционных ворот
Установка секционных ворот своими руками начинается с подготовки. Пошаговая инструкция включает следующие действия.
- Отделывают стены и потолок, если это не было сделано. Чаще всего их оштукатуривают, так как этот материал позволяет выровнять поверхности.
- Проверяют плоскость стен относительно друг друга. Каркас можно монтировать на кривые поверхности, однако это требует специального крепежа и делает всю конструкцию ненадежной.
- Простенок и притолоку заделывают металлическим уголком.
Если подъемные ворота устанавливают в готовом гараже, заменяя распашные створки, в подготовительные работы включают и другие мероприятия. Нужно переместить потолочные светильники, позаботиться об электропроводке, убрать тепловую пушку, если таким образом гараж отапливается.
Инструменты и материалы
Чтобы собраться секционные гаражные ворота, потребуется:
- электродрель или шуруповерт;
- перфоратор с победитовыми сверлами;
- крепеж – обычно есть в комплекте;
- уровень, рулетка, отвес.
Если большого опыта в монтаже сложных строительных конструкций нет, лучше поручить сборку профессионалам.
Этапы установки
Собирать панели межу собой – работа очень сложная и кропотливая. Поэтому чаще приобретаются готовые модели. Установка ворот в гараж выполняется по следующей схеме.
- Размечают стену под каркас. На потолке определяют места для подвесов.
- Устанавливают вертикальные элементы и проверяют отвесом. Крепят монтажными саморезами.
- Монтируют горизонтальные перекладины. По отношению к вертикалям они размещаются строго под 90 градусов. Закрепляются горизонтали подвесами – к потолку или балкам.
- Собирают панели, если полотно приобретено не готовым.
- Обеспечивают герметичность закрывания – на нижний край створки крепят резиновый уплотнитель, а по бокам и вверху – каучуковый.
- Вводят полотно в направляющие и проверяют ход. Нужно следить за тем, чтобы секции плотно прижималась к верхней створке.
- Устанавливают элементы управления: ручки, замки. Затем ставят уравновешивающие пружины.
- Монтируют ограничители. Если створки автоматические, подключают электропривод.
Металлической бокс может оказаться слишком легким для такой модели. Стены и притолоку перед установкой, усиливают каркасом из труб.
Проверка работоспособности ворот
После монтажа ворот проверят их функциональность:
- Полотно поднимают и опускают несколько в автоматическом режиме и в ручном. Оно должно двигаться плавно, без усилий и рывков.
- При подъеме и опускании между секциями не должно быть просветов. Это указывает на неплотную стыковку панелей.
- Надавливают на нижнюю и на верхнюю панели полотна. Между створкой и проемом не должны появиться просветы.
- Поднимают полотно не полностью и останавливают – ворота должны филироваться в этом положении, а не сдвигаться силой инерции.
Если работу выполняла бригада, необходимо убедиться в целостности панелей, отсутствии царапин, сколов и вмятин.