Раньше шифер был одним из самых распространенных кровельных материалов. При грамотном монтаже он способен прослужить не одно десятилетие, однако под воздействием внешних климатических и механических факторов постепенно разрушается, что приводит к появлению на поверхности различных дефектов. Часть из них можно устранить на месте, для ликвидации других может потребоваться капитальный ремонт крыши.
Причины возникновения дефектов
Теоретически срок службы шифера составляет более 15 лет, однако на практике ремонта он требует значительно раньше. Уже через 10 лет эксплуатации на листах кровельного покрытия появляются трещины, пробоины, деформации. Причины:
- Низкая ударная прочность – повреждение шифера может быть вызвано падением ветки с близко расположенного дерева, брошенным камнем или хождением человека по крыше.
- Биоугроза – атмосферные осадки не могут повредить шифер, однако способствуют бурному развитию мха, грибка, лишайника и других видов простейших биоорганизмов. Их колонии прочно закрепляются на шероховатой поверхности асбестоцемента, разрушая при этом структуру материала и создавая заторы воды. В свою очередь это увеличивает вероятность появления протечек.
- Старение – шифер подвержен этим процессам, как и другие стройматериалы. Например, шиферная кровля выдерживает без изменения эксплуатационных параметров примерно 30 циклов, после чего водостойкость и прочность постепенно начинают снижаться.
- С ошибками проведенный монтаж кровли – лист шифера может треснуть при слишком жестком креплении его к обрешетке. Появление трещин может быть вызвано также неправильным выбором крепежных изделий – использование обычных гвоздей вместо специальных кровельных.
- Небрежная транспортировка и неправильное хранение шифера приводит к возникновению микротрещин, которые трудно заметить. Однако они могут дать о себе знать при любом воздействии на лист.
- Неправильный выбор угла наклона крыши – шиферные листы, уложенные на обрешетку, будут испытывать излишнее напряжение и в конце-концов треснут.
Шероховатость шифера не дает визуально обнаружить на его поверхности мелкие дефекты, из-за которых лист может в любой момент прийти в негодность. Поэтому ищут их по сопутствующим признакам.
Методология поиска дефектов
Визуальных способов определения поврежденных листов шифера не так много. Существуют места, где дефекты возникают чаще всего:
- края карниза, которые хорошо видны снизу;
- гребень волны шиферного листа, куда вбиты гвозди.
Можно осмотреть кровлю со стороны чердака. Любое повреждение шифера проявляется в виде протечки. На внутренней стороне листа хорошо заметны мокрые темные пятна в треснутых местах. Если с шиферного листа капает вода – это явный признак наличия дефекта.
Чем заделывают трещины и дырки в шифере
Прежде чем приступать к ремонту шиферной кровли, нужно определить, какие дефекты можно устранить, а какие потребуют замены поврежденного листа на новый.
Если лист сильно треснул в поперечном или продольном направлении, заделывать нет смысла – через какое-то время все равно будет протечка. Если обнаружен небольшой дефект, то его заделывают одним из известных способов.
На шиферной кровле используют для передвижения специальный трап или доски, уложенные поперек волн.
Ремонт шифера начинают после тщательной очистки поврежденных участков от мусора и грязи.
Бутил-каучуковая лента
Использование для заделки дефектов самоклеящейся бутил-каучуковой ленты считается одним из наиболее эффективных способов ремонта шифера. Применяют этот нетканый водонепроницаемый материал, когда нужно герметизировать места стыка кровельного материала со стенами, трубами и пр.
Порядок выполнения ремонтных работ:
- Поверхность вокруг обнаруженного повреждения обезжиривают.
- Подготавливают отрезок ленты, размеры которого позволят перекрыть контур поврежденного участка на 5-10 см.
- Постепенно снимая полимерную пленку, защищающую клеевой слой, герметизирующую ленту аккуратно накладывают на поврежденный участок.
- После того как лента закроет трещину по всей длине, ее окрашивают водоотталкивающей краской.
Трещины большой ширины дополнительно армируют лентой-серпянкой, изготовленной из стекловолокна. При этом используется бутил-каучуковая лента с двухсторонним клеевым слоем.
Процесс ремонта:
- Двухстороннюю самоклеящуюся ленту укладывают по всей длине трещины.
- Аккуратно снимают защитную пленку с верхнего клеящего слоя.
- Укладывают ленту-серпянку.
- Поверх приклеивают одностороннюю бутил-каучуковую ленту.
Заплатку окрашивают водоотталкивающей краской.
Горячий битум и битумная мастика
Горячий битум используется при заделке трещин в шифере. Оптимальным вариантом считается укладка двух слоев рубероида с предварительным промазыванием их горячим битумом. Последний наносят и поверх заплатки.
В настоящее время вместо горячего битума чаще пользуются битумной мастикой. Делают это следующим образом:
- Очистив поврежденную поверхность от пыли и грязи, на нее кисточкой наносят битумную мастику.
- Поверх мастичного слоя укладывают ленту-серпянку и смазывают ее битумной мастикой.
- Накладывают два слоя рубероида, предварительно промазав их битумной мастикой.
- На верхний слой рубероида так же наносят мастику.
При необходимости число слоев рубероида можно увеличить, однако это способствует возникновению водного затора.
Монтажная пена и эпоксидная смола
Шиферный герметик в сочетании с монтажной пеной и эпоксидной смолой позволяет надежно герметизировать поврежденную часть шифера. Однако достигнуть этого можно только соблюдая следующую последовательность работ:
Кромки трещины или пробоины обрабатывают напильником, после чего поврежденный участок обезжиривают.
Со стороны чердака под повреждение укладывают и надежно закрепляют подкладку. Недостаточное крепление приведет к тому, что расширяющаяся монтажная пена вытолкнет последнюю и герметизация будет нарушена.
- Трещину или пробоину заполняют монтажной пеной.
- Когда пена высохнет, ее излишки аккуратно срезают.
- На повреждение наносят шиферный герметик, который должен заполнить все поры в засохшей монтажной пене.
- После того как герметик для шифера засохнет, на заплатку наносят эпоксидную смолу. При этом она должна закрыть собой трещину, перекрыв ее края на 2-3 см.
Допускается для ремонта поврежденного шифера использовать специальные гидроизоляционные составы обмазочного типа, при изготовлении которых применяются смеси цемента и полимеров.
Цементно-песчаная смесь
Для заделки дефектов используют смесь мелкого песка и цемента марки М500 в пропорциях 1:2.
Ремонт небольшой трещины или отверстия (дырки) осуществляют следующим образом:
- Поверхность шифера вокруг повреждения смачивают водой.
- Подготовленной ремонтной смесью замазывают поврежденный участок и разравнивают ее по толщине. Толстый слой раствора может способствовать образованию водяного затора.
- Как только «заплатка» засохнет, ее грунтуют, а после высыхания покрывают водостойкой краской.
Если площадь повреждения окажется достаточно большой, то нужно со стороны чердака уложить подкладку, предварительно придав ей форму волны.
Влагостойкий клей на нитрооснове
При использовании для заделки дефектов на шиферных листах влагостойкого нитроклея, основная часть работ выполняется на чердаке. Обнаруженный дефектный участок обезжиривается, а края повреждения промазываются клеем. Затем берут полоску ткани, ширина которой превышает ширину повреждения на 10-12 см, обрабатывают ее с двух сторон клеем и накладывают на дефектную поверхность. После того как шиферный клей высохнет, трещины и дырки замазывают со стороны крыши песочно-цементной смесью.
Асбестоцементные листы крайне чувствительны к перепаду температур, поэтому при ремонте нельзя использовать высокотемпературные расплавы на основе церезина, смолы и базальтового порошка. Не рекомендуется также применять эпоксидные компаунды и чистую смолу. В сильные морозы эти материалы покрываются трещинами и постепенно вылущиваются из швов.
От разрушения кровлю из шиферных листов защищают нанесением специальной грунтовки с последующим окрашиванием крыши резиновой краской, создающей слой эластичной гидроизоляции.