Часто гаражное помещение используется не только для хранения автомобиля, но и как мастерская или склад для инструментов и оборудования. В связи с этим создается большая нагрузка на основание. Поэтому стяжка пола в гараже должна обеспечивать длительный срок эксплуатации в условиях таких воздействий.
Что важно учесть до начала строительных работ
Большая нагрузка предъявляет высокие требования к материалу стяжки. Он должен быть прочным и долго сохранять эксплуатационные качества. На материал и выполнение работ не должно уходить много ресурсов. В связи с этим наиболее популярным вариантом является бетон.
Поскольку пол расположен очень близко к почве, а она зачастую богата влагой, которая может ухудшить эксплуатационные качества помещения, стяжку выполняют в виде многослойной конструкции. Поверхность должна быть прочной, износостойкой, хорошо переносить интенсивную нагрузку, создаваемую автомобилем. Деревянный пол – не лучший выбор: это обусловлено горючестью материала. Также важна стойкость к действию химически агрессивных веществ и смазочных составов. Из-за этого полы в гараже не принято покрывать линолеумом или ламинатом: эти материалы портятся от такого воздействия.
Существуют конструкции влажного и сухого типа. Первые предполагают заливку бетона, а вторые – укладку сыпучего утеплителя (например, пенополистирола) в обрешеточную конструкцию с последующей обшивкой плитами или фанерой. Сухая стяжка в гараже не применяется: это связано с очень высокой нагрузкой, создаваемой даже небольшим по размерам легковым автомобилем. Легкие материалы не выдерживают такого давления. Однако иногда практикуются полусухие варианты с применением бетона.
Порядок проведения работ
Когда площадка будет подготовлена, на ней обустраивают подушку, выполняющую дренажную функцию. Она предотвращает проникновение избыточной влаги в бетон. В дальнейшем последовательность работ по созданию стяжки своими руками выглядит так:
- заливается небольшой слой цементного раствора;
- монтируется гидроизоляция, препятствующая проникновению грунтовых вод в пол;
- укладывается рулонный утеплитель;
- создается еще один слой гидроизоляции;
- заливается бетонная стяжка.
Можно подвергнуть поверхность финишной отделке или оставить ее как есть. Чаще всего для окраски такого пола используются самовыравнивающиеся составы.
Земляные работы, создание подушки
Имеющееся напольное покрытие и старую гидроизоляцию необходимо демонтировать. Удалению подлежат все нижележащие слои до самого грунта. После очищения площадки от мусора и выравнивания поверхности подготавливают подушку. Сначала насыпают слой гравия в 4-5 см, затем – речной песок средней фракции высотой в 10 см. Ровность контролируется маячками или отметками на стенах.
Сверху подушки создают тонкую стяжку из цементно-песчаной смеси. Высота ее будет составлять 1,5 см. Прежде чем переходить к следующему этапу, стяжке дают просохнуть сутки.
Первый слой гидроизоляции
Для стяжки гаража не подходят материалы пленочного и мембранного типа, потому что они недостаточно эластичны и плохо переносят сезонное воздействие грунтовых вод. Обычно в ход идет рулонная изоляция – битумный рубероид или гидростеклоизол. Сначала на поверхность тонко наносят битумную мастику, а места стыка со стенами оклеивают каучуковой лентой, не пропускающей воду. Сверху монтируется рулонная гидроизоляция. Она должна лежать ровно, без вмятин. Куски материала укладывают внахлест с перекрытием в 0,2 метра. Поверх одного слоя рулонной изоляции создают еще один аналогичный.
Утепление
Для конструкции могут использоваться разные типы утеплителей – пенопласт, минвата, стекловата и другие. Подбор производится с учетом климатических особенностей региона и наличия или отсутствия отопительной системы. Чтобы конструкция была надежной, важно обеспечить нужную толщину стяжки для гаража. Для каждого компонента пирога существует определенный минимум толщины. Для утеплителя он равен 7 см. Стыковые участки соединяют демпферной лентой.
Повторная гидроизоляция
После укладки утеплителя организуется еще один гидроизоляционный слой. Он формируется из полос рулонного материала, уложенных внахлест. Можно выложить один или два слоя гидроизоляции. Забота о ее обеспечении поможет предотвратить коррозию инструментов и оборудования, хранящихся в гараже.
Финальное покрытие
Для заливки можно использовать готовую смесь, приобретенную в строймаге и подходящую для обустройства пола в гараже. Пошаговая инструкция по ее использованию приводится на упаковке.
Такая продукция содержит пластификационные добавки, увеличивающие прочность покрытия. Можно сделать смесь самостоятельно из песка и цемента, которые берут в соотношении 3:1. К ним добавляют немного гравия и количество воды, равное половине объема цемента. Чтобы смесь получилась однородной, бетономешалкой орудуют на низких оборотах.
Поскольку конструкция должна выдерживать большие нагрузки, ее необходимо армировать. Для этого используют прутья диаметром 0,8-0,9 см. Из них вяжут сетку с ячейками в 15-20 см. Закрепляют ее так, чтобы она находилась на 4-5 см выше поверхности пола. Для этого применяют металлические или пластиковые подпорки. На область, где будет располагаться машина, сверху укладывают дополнительный слой сетки. Это обеспечит конструкции большую прочность. Между концами сетки и стенами должна быть дистанция около 5 см.
Для контроля ровности поверхности используют маяки. Их делают из металлопрофиля или труб с диаметром 25-30 мм. Маяки закрепляются на полу густым бетоном на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. Для облегчения последующего демонтажа их можно обработать машинным маслом.
Заливать смесь нужно в один прием, без перерывов. Ориентироваться при этом надо на маяки. Начинается процесс с дальнего угла. Поверхность разравнивают правилом.
Минимальная толщина бетонной стяжки для пола в гараже – 6 см, но лучше сделать ее равной 10-12 см. Чтобы поверхность не потрескалась, в течение первой недели после заливки ее поливают водой каждые 10-12 часов. По истечении месяца сверху можно наносить декоративное покрытие.