Каркасное строительство ведут в любое время года. Автомобильный бокс можно соорудить за 4 – 5 дней, не считая времени на возведение фундамента. Быстровозводимый гараж из сэндвич-панелей удобно собирать, стоимость материала заполнения ниже, чем привычного бетона, кирпича. Гараж будет теплым зимой, не перегреется в летний период из-за многослойного строения облицовочных плит.
- Особенности, достоинства и недостатки материала
- Чертеж гаража с размерами
- Бокс для одного авто
- Проект для двух машин
- Расчет необходимого количества материала
- Что понадобится для работы
- Пошаговая инструкция с описанием строительных работ
- Устройство фундамента
- Металлический каркас
- Навеска сэндвич-панелей
- Обустройство кровли из сендвич-панелей
Особенности, достоинства и недостатки материала
Строительный материал применяют для отделки крыш, стен зданий. Панели не относят к конструкционной группе материалов, они являются облицовочным заполнением на металлокаркасе. Отделочные элементы состоят из двух жестких слоев (обычно — сталь), между которыми стоит утеплитель. Для производства применяют способ холодной или горячей прессовки.
Типы плит отличаются видом внутреннего изолятора, используют:
- минвату;
- базальтовое волокно;
- пенопласт;
- пенополистирол;
- пенополиуретан.
К достоинствам относят быстрое возведение панельного гаража, при этом получают экологически чистое строение. В отдельных случаях облицовку можно снять и применить еще раз после транспортировки. Легкость стенового заполнения позволяет строить сборные конструкции без капитального основания, поэтому стоимость такой постройки ниже.
Другие положительные качества панелей:
- высокая теплоизоляция, отсутствие промерзания в неотапливаемых зданиях;
- низкое впитывание влаги, поэтому нет разрушения при отрицательных температурах;
- безопасность при пожаре, т. к. материал имеет низкую степень возгорания, перестает тлеть при устранении источника пламени.
К недостаткам относят вероятность повреждения целостности поверхности в виде сколов или царапин. Отклонение от инструкции по стыковке и нарушение технологии сборки приведет к появлению сквозняков в соединительном шве. Эти места также могут промерзать, если их обустройству не уделить внимания.
Чертеж гаража с размерами
Проекты автомобильных боксов, как правило, проще, чем техническая документация на дом. Разработки владелец может сделать сам, без привлечения конструкторов, и построить гараж из сэндвич-панелей своими руками. При самостоятельном проектировании используют типовые чертежи, которые подгоняют под конкретные условия.
Бокс для одного авто
Простейший гараж представляет собой металлический каркас с односкатной или двухскатной крышей. В одной стене предусмотрено окно для дневного освещения, можно сделать запасной выход внутрь двора. На полу заливают бетон, стены и потолок внутри обшивают листовыми материалами. Размеры в плане 4,5 х 6,0 или 5,0 х 6,0 м.
Гараж с подсобкой разделен на два бокса, в остове из металлоконструкций делают два окна. Есть наружная дверь во двор, ворота на улицу, внутренний проем в перегородке. Часто такое строение имеет двускатную крышу. Габариты основной части с машиной 4,5 х 6,0 м, а добавочного помещения —2,5 х 6,0 м.
Гаражная постройка с плоской кровлей представляет собой экономный бокс, который стоит на малозаглубленном ленточном фундаменте. Проект не предполагает окон и дополнительной двери. Размеры делают 4,5 х 6,0 м.
Автомобильный блок-пристройка имеет общую стену с домом или другим зданием. Есть вход из дома, но с улицы открываются только ворота. Отличается просторной квадратурой, размеры принимают по месту, но часто делают в пределах 6,0 х 6,0 или 6,0 х 9,0 м.
Проект для двух машин
Такая постройка должна иметь габариты, позволяющие ставить одновременно 2 авто. Простейший готовый гараж из панелей имеет габариты одной секции 4,5 х 6,0 м, при этом общие размеры составят 9,0 х 6,0 м. Отделения разграничены тонкой перегородкой с дверным проемом, а в боковых стенах предусмотрены окна.
Стильный гараж на 2 авто имеет более просторные размеры и подсобное помещение с проемом для мастерской или кладовки. Размеры секций 6,6 х 6,0 м, в стенах предусмотрено несколько окон. Конструкции обычно делают утепленными. Иногда такие варианты делают двухэтажными, с устройством гостевого помещения над гаражом.
Расчет необходимого количества материала
Стандартные сэндвич-панели имеют габариты 1,25 х 2,5 м. Изделия других размеров производят по индивидуальному заказу, стоит такой вариант дороже.
При определении комплекта для гаража рассчитывают позиции:
- количество плит для стен;
- число сэндвич-панелей для крыши;
- габариты ворот, окон, дополнительных дверей;
- вид и погонаж металлоконструкций каркаса;
- объем песка, щебня, арматуры, проволоки для фундамента, древесины для опалубки;
- количество материалов для пола и отделки.
На бумаге рисуют раскладку панелей между каркасными стойками и перекладинами, чтобы посчитать стеновой материал. Учитывают, что для стеновых заполнений больших габаритов нужен погрузчик или кран, например, плита 1,0 х 6,0 м весит около 90 кг.
Стойки каркаса располагают так, чтобы пролет между ними не был больше ширины двух плит, если ставить их вертикально. Промежуток между опорами не должен превышать трех метров, если панели располагают горизонтально.
На одну плиту рассчитывают по 4 – 10 метизов в зависимости от длины (2 – 6 м). Кровельный материал считают в квадратных метрах с учетом наклона скатов и перехлеста при соединении. По размерам проемов заказывают элементы входной группы и оконных заполнений.
Материалы на бетон считают исходя из концентрации 1:3:5 (цемент, песок, щебень). Для этого нужно знать объем фундамента и объемный вес ингредиентов.
Что понадобится для работы
Чтобы построить гараж из сендвичных панелей, потребуется конструкционный металл для каркаса, панели, крепеж. Есть варианты строительства гаражной постройки с каркасом из древесины. Остов строят из холодно формованного поката, сделанного из оцинкованного металла. Есть специальная система ЛСТК, которую собирают, как конструктор.
Деревянные стойки обычно берут сечением 100 х 80 мм, этот параметр принимают по расчету в зависимости от габаритов и этажности постройки. Для работы приобретают антисептики, биологические средства против гнили, противопожарные пропитки.
Понадобятся инструменты:
- бетономешалка, штыковые и совковые лопаты;
- рулетка, уровень, отвес;
- разметочный шнур, колышки;
- дрель, сверла по металлу длиной 150 – 170 мм;
- шуруповерт;
- специализированный подъемник самозажимного действия для монтажа облицовочных плит.
Панели режут специальными ножницами, ножовками по металлу. Болгарки, лобзики, циркулярные пилы не используют, т. к. металлический слой панели перегреется, антикоррозионное покрытие разрушится. Стыкуют плиты с применением силикона или монтажной пены.
Пошаговая инструкция с описанием строительных работ
Гаражи стандартного проекта приходят на стройку в комплекте. В него входят облицовочные панели и металлические элементы опорной конструкции. Если чертежи отличаются от типовых, владелец получает профили, которые режет на месте и устанавливает в монтажное положение в соответствии с планом.
Строительство включает этапы:
- разметка положения фундамента и каркасных стоек на грунте;
- устройство фундаментного основания;
- монтаж каркаса;
- установка сэндвич-плит;
- обустройство крыши и кровли.
Разметку выполняют на подготовленной плоскости земли, для чего убирают растительный слой. Используют строительный нивелир, чтобы выровнять отметки фундамента, опорных и соединительных перекладин по высоте, а теодолит применяют для разметки прямых углов. Вместо нивелира можно использовать лазерный уровень, если есть одна точка по высоте, к которой нужно привязываться.
Колышки делают из кусков арматурных стержней или выстругивают из дерева. Если размечают фундамент, колья относят на расстояние около 1,0 – 1,5 м от точки пересечения, чтобы не нарушить планировку при копке траншеи.
Устройство фундамента
Каркасный гараж строят на ленточном фундаменте, сваях или бетонируют монолитную плиту на небольшую глубину. Третий вариант является самым подходящим. Такая конструкция служит одновременно полом, обеспечивает устойчивость при сезонных колебаниях почвы.
Этапы возведения фундамента в виде монолитной плиты:
- копка котлована;
- устройство подсыпки;
- формирование опалубки;
- монтаж армированного каркаса;
- бетонирование.
Котлован отрывают на глубину 50 см, используют экскаватор, зачистку дна делают ручным способом. Внизу равномерно расстилают песок слоем 5 – 7 см, его уплотняют. Затем насыпают 10 см щебня, пласт также уплотняют трамбовками, проливают водой.
Опалубку делают из досок или применяют листы ОСБ толщиной 8 – 10 мм. Для опор ставят бруски, соединяют опалубочные элементы рейками. Внутри опалубки простилают рубероид двумя слоями так, чтобы он покрывал стены конструкции. Допускается заливка бетона непосредственно в яму котлована, если ее сделать строго по габаритам. Рубероид при этом также используют.
Арматуру вяжут в каркас. Для продольных элементов берут ребристые стержни 12 – 16 мм, на поперечные ставят 8 – 10 мм. Бетон заливают постоянно, стараясь сделать это за один раз, не оставляя на завтра.
Металлический каркас
Остов для сэндвичного гаража имеет форму прямоугольника со стойками, поперечинами, гибкими связями. Для устойчивости используют угловые подкосы, которые делают из усиленного профиля. Верх связывают общим прогоном, на который впоследствии фиксируют конструктивные детали крыши.
Основные вертикальные стойки фиксируют к фундаменту или нижней обвязке анкерами.
Между собой элементы соединяют:
- винтами;
- болтами с гайками;
- анкерными замками;
- сваркой.
Последний метод используют, если владелец не будет разбирать и переносить гараж на другой участок. К плите каркас крепят цокольным прогоном, для этого берут анкеры или специальные дюбели. Ригель выверяют по горизонтали, чтобы правильно задать геометрию всего каркаса.
Выгоднее укрупненную сборку отдельных узлов делать на земле, затем ставить их в общую конструкцию. Так удобнее выполнить подрезку профиля для соединения подкосов под требуемым углом. Координируют монтаж каркаса строительным уровнем и отвесом, своевременно исправляя ошибки.
Навеска сэндвич-панелей
Панели монтируют горизонтально или вертикально, чаще при возведении гаража применяют второй метод. При таком расположении уменьшается нагрузка на элементы, упрощается обработка швов. Горизонтальную установку используют в многоэтажном строительстве.
Первые панели ставят так, чтобы между ними и фундаментом была изоляционная прокладка. К стойкам и балкам плиты фиксируют саморезами, между собой соединяют также или используют замковые стыки Z-Lock. Саморезы имеют определенную форму, при этом резьба есть в начале стержня и в конце.
Заполнение монтируют с угла каркаса при вертикальном способе, внимание уделяют правильности установки первого элемента. Горизонтальные элементы начинают крепить сверху, постепенно опускаясь. Швы заполняют герметиком во время стыковки. Саморезы крутят от края панели на расстоянии не меньше 5 см. С плит снимают защитную пленку перед установкой.
Обустройство кровли из сендвич-панелей
Для односкатной крыши стропила монтируют наклонно, опирая верхние концы на стойки, которые имеют большую высоту по сравнению с опорами в месте организации свеса. Для двухскатной крыши делают фермы, а стойки каркаса выполняют одинаковыми по высоте. Обрешеткой служит мелкий уголок, например, № 45, 50, его располагают с шагом 1,0 – 1,5 м. Стандартные сэндвичи для крыши выпускают шириной 1,0 м, длина может быть до 6,0 м.
Кровельные панели ставят так, чтобы в области конька оставался зазор 20 мм, монтаж ведут сверху вниз. Промежуток закрывают металлическим профилем, сверху помещают утеплитель, затем монтируют коньковую планку. Односкатную плоскость покрывают сэндвичами, свес крыши делают 30 см для двух видов крыш, чтобы вода попадала в водосточный желоб.
Крайние панели фиксируют тремя саморезами, которые вкручивают в ребро жесткости. Плиты скрепляют с помощью замков на боках с использованием уплотнителя. Для герметизации применяют пену.