В общем случае ворота представляют собой широкие створы, закрывающие проезд за ограду или внутрь какого-либо строения, например, гаража. Выбирая тип ворот для гаража или загородного дома, нужно иметь в виду, что основными критериями в этом случае выступают их прочность и надежность. Не менее важно, чтобы въезд был функциональным и не мешал тому, что находится на придомовой территории или вне ее.
Виды ворот
Для самостоятельного изготовления лучше всего подходят два типа створных ворот: распашные и откатные. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако при выборе конструкции важно оценить возможность сварки ворот своими руками.
Выбирая тип въездного створа, нужно учитывать большое количество самых разнообразных факторов, например:
- расположение участка относительно прилегающих территорий;
- наличие и тип автомобильного транспорта, который может заезжать на участок;
- конфигурацию и конструкцию уже установленного забора;
- степень необходимой защиты территории.
Как распашные, так и откатные ворота имеют свои конструктивные и эксплуатационные особенности, поэтому важно решить, какие из них будут наиболее оптимальными в каждом конкретном случае.
Распашные ворота
Наиболее дешевыми и простыми в изготовлении считаются распашные конструкции. При этом они характеризуются высокой надежностью и неприхотливостью в эксплуатации.
Несвободны распашные ворота и от недостатков:
- при открывании и закрывании занимают много места;
- створки должны висеть на петлях, которые необходимо регулярно смазывать густой машинной смазкой;
- положение створок ворот нужно обязательно фиксировать, иначе при сильном порыве ветра они могут самопроизвольно закрыться или открыться;
- на пути движения створок нужно убирать снег (зимой) и предметы, препятствующие их работе.
Работу распашных конструкций трудно автоматизировать.
Откатные ворота
Откатные ворота занимают мало места, но требуют для работы наличия параллельного забора определенной длины. В связи с этим их чаще всего используют в качестве въездных.
Конструктивно откатные ворота сложнее распашных, поэтому на их изготовление потребуется затратить больше времени. Понадобятся специальные знания и ряд оригинальных приспособлений.
Изготовление распашных ворот своими руками
Самым бюджетным и к тому-же широко распространенным видом ворот являются распашные. Их без особых усилий можно изготовить самостоятельно.
Конструкция распашного типа в общем виде включает в свой состав:
- створки;
- раму (при необходимости);
- материал для облицовки створок;
- петли;
- замки и задвижки.
Конструкция будет неполной, если не включить в нее столбы, которые по большому счету воротами не являются, но служат опорами для навешивания створок.
Прежде чем приступить к изготовлению, разрабатывают чертеж, на котором будут указаны размеры всех составных частей изделия.
- размеры проема;
- сечение опор и их количество;
- глубину вкапывания столбов;
- все размеры элементов каркаса;
- дорожный просвет, который в зависимости от состояния дороги может быть от 5 до 30 см.
Также на чертеже указывают места, предназначенные для установки петель, замка и засова.
Строительство распашных ворот проводят в следующем порядке:
- Установка столбов для навешивания створок.
- Подготовительные работы.
- Сварка ворот.
- Навешивание створок.
Понадобится приварить петли, смонтировать засовы, декорировать ворота, после чего снабдить их навесными, накладными или врезными замками.
Инструмент
Варят ворота, используя:
сварочный аппарат;
- рулетку;
- карандаш;
- строительный уровень;
- болгарку.
Не будут лишними также шуруповерт, ножницы по металлу и набор слесарного инструмента.
Установка столбов для навешивания.
Столбы для навешивания створок устанавливают в пробуренные садовым или мотобуром шурфы. Их глубина должна быть не менее одного метра и при этом превышать величину промерзания грунта. При использовании в качестве опорных столбов труб сечением 100х100 мм диаметр каждой ямы должен быть не менее 200 мм.
На дне шурфа обустраивают песчано-щебневую подушку высотой не менее 15 см. Затем в яму опускают трубу и заливают свободное пространство шурфа бетоном до уровня земли. При этом необходимо постоянно контролировать вертикальность столбов. Для этого используют строительный уровень.
Забетонированные столбы должны выстоять до полного застывания не менее недели. При этом бетон необходимо периодически смачивать водой, что позволит избежать появления трещин на его поверхности.
Пока бетон будет застывать, можно приступить к изготовлению створок.
Изготовление створок
Чаще всего используют стальной равнополочный уголок с размерами полок 50х50 мм (основная рама) и 25х25 мм (ребра жесткости).
Нарезку заготовок осуществляют по размерам, указанным на чертеже, учитывая при этом толщину опор и зазор в 5 мм между створками. Затем, зачистив уголки от ржавчины и грязи, раскладывают заготовки на ровной поверхности, выровняв при этом все углы будущих створок под 90°. Далее проверяют равенство диагоналей, подрезая при необходимости заготовки. После того как будут выставлены все диагонали и состыкованы все прямые углы, каркасы створок сначала наживляют, еще раз проверяют равенство диагоналей и только потом сваривают окончательно.
Сварные швы зачищают, весь каркас обезжиривают и окрашивают.
Навешивание створок
Чтобы ворота открывались без перекосов и заеданий, нужно выбирать петли на шарике или подшипнике. Чтобы не ошибиться, петли сначала приваривают на металлические пластины, а затем эти пластины приваривают по месту к опорным столбам и каркасам створок.
После того как будут установлены петли и навешены створки, приступают к установке засова. Как правило, используют вертикальные металлические штыри. Такая конструкция надежна в эксплуатации и проста в исполнении.
Выбор замков и наружной обшивки (заполнения) каркасов целиком и полностью зависит от предпочтений хозяина.
Дополнительная информация
Ворота из уголка, несмотря на их кажущуюся простоту, можно изготовить по-разному. Наличие стационарной наружной рамы значительно усилит конструкцию, однако возникнут ограничения по высоте – в створ ворот не смогут проехать высокие автомобили или спецтехника. При этом металла при изготовлении понадобится больше.
Изготавливая раму стационарного типа, можно оснастить последнюю съемной планкой, которая прикручивается саморезами к нижней части конструкции. Зимой при большой толщине снежного покрова эту планку демонтируют а весной устанавливают обратно.
Существует вариант, когда каркас сваривают и навешивают на петли целиком и только потом распиливают на две части.