Блоки из доменного шлака – недорогой материал, используемый в жилищном строительстве и для возведения гаражных помещений и других зданий промышленного назначения. Они бывают цельными и пустотелыми (имеющими отверстия в середине). Второй вариант имеет меньшую массу и применяется для возведения стен. Перед тем как начать работы, нужно подготовить проекты с размерами гаража из шлакоблоков.
Достоинства и недостатки гаража из шлакоблоков
Часто гараж из пескоблока оказывается предпочтительным вариантом благодаря быстрому завершению работ. Изделия имеют большие размеры, что также ускоряет процесс. Также материал имеет следующие плюсы:
- хорошие огнеупорные качества;
- небольшая цена;
- долгий срок службы готового сооружения (до полувека);
- меньший расход цементного раствора по сравнению с ситуацией, когда решено строить кирпичное здание.
Недостатком являются большой вес блоков (особенно полнотелых), а также вероятность наличия токсических элементов в составе. Из-за этой особенности шлакоблок считается не лучшим выбором для возведения жилой постройки. Для производства материала могут применяться отходы разного качества и происхождения, поэтому перед приобретением нужно удостовериться о соответствии экологическим нормам.
Имеет значение и тип наполнителя. Наиболее безопасные варианты – ракушечник, керамзитная крошка и опилки. Гранитного отсева лучше избегать – он может быть радиоактивным.
Строить гараж лучше на почве, не отличающейся повышенной влажностью, а стены облицевать водостойким материалом.
Проект и подготовительные работы
Перед началом работ стоит подготовить чертеж с обозначением основных габаритов и мест прокладки коммуникаций. Если домовладелец имеет два автомобиля или планирует приобрести второй, можно сделать помещение с расчетом на 2 машины.
При намерении использовать гараж для ремонтных работ можно оборудовать его подвалом. Если в помещении планируется разместить мастерскую, габариты увеличиваются в зависимости от того, какое количество оборудования будет внутри.
Выбор и разметка места под строительство
Перед тем как построить гараж из шлакоблока своими руками, нужно подготовить площадку. С территории убирают мусор (включая закопанный в почву, а также крупные корневища) и выравнивают с помощью водяного уровня. Необходимо обследовать местность на наличие труб газа или водопровода, а также кабельных путей. Если этого не делать, возникнут проблемы при копании смотровой ямы либо при демонтаже путей и установке новых.
Фундаментную ленту размечают, ориентируясь на чертеж. Контур по длине периметра можно сформировать с помощью маяков. Внутренние и наружные углы размечают прутками. Глубина относительно нуля (уровня земли) должна соответствовать данным чертежа. Она зависит от особенностей конструкции гаража, но в любом случае должна составлять не менее 0,6 м. Минимальное значение ширины ленты – 0,3 м.
Расчет количества шлакоблока
Перед тем как построить своими руками гараж из шлакоблока, нужно позаботиться о правильном расчете объемов материала. Для этого нужно знать габариты стен планируемого здания, а также размеры единицы модуля. Можно провести измерения во время покупки либо ориентироваться на сведения, предоставленные производителем.
Сначала надо узнать площадь стен. Для этого периметр гаража умножают на его высоту. Из этого значения вычитаются площади ворот и окон (если таковые предусмотрены в здании). Получившееся число делится на выбранное количество блоков на квадратный метр (оно зависит от площади одного блока и типа кладки). Результат округляется в большую сторону. Целесообразно приобретать материал с некоторым запасом, так как в ходе работ вероятна порча нескольких блочных единиц.
Для работ потребуется инструмент для приготовления строительной смеси – бетономешалка или миксер. Из оборудования нужен также перфоратор. Понадобятся лопата, молоток, крепежные детали, приспособления для измерений и контроля ровности (угольник и строительная рулетка).
Этапы строительства своими руками
Этапы и правила постройки гаража из шлакоблока своими руками в целом те же, что и для других хозяйственных сооружений из блочных материалов. Начинают работу с подготовки основания.
Сооружение фундамента
Если почва в месте строительства не отличается пучинистостью, сыпучестью, высоким содержанием влаги, можно обустраивать ленточный фундамент. В ином случае лучше подойдет свайный. Заглубление ленты зависит от типа грунта и массы постройки. Лучше всего, если фундамент делают ниже отметки промерзания. На дне траншеи организуют подушку из песка в 0,3 м, на которую насыпают слой щебня примерно такой же высоты. Дощатую опалубку выстилают полиэтиленом, чтобы древесина не разбухала от влаги. Для армирования используют пруты сечением 12-16 мм.
Смотровая яма
Если проект гаража включает смотровую яму, фундамент обустраивают на большей глубине. Следует позаботиться о качественной гидроизоляции – это предохранит конструкцию от действия грунтовых вод.
Устройство цоколя
После того как бетон затвердеет (на это уходит примерно месяц), фундамент нужно застелить рулонной гидроизоляцией. Делают это так, чтобы материал на несколько сантиметров выходил за границы основания. Класть стены можно в цельный блок, в половину, в два или полтора.
Стены здания
Сперва устанавливаются углы – они должны формировать прямоугольник или квадрат. Ровность можно контролировать натянутым шнуром. Выполнив перетяжку, продолжают монтировать блоки. Их кладка по своему принципу сходна с кирпичной.
Крыша и ворота
Наиболее надежный вариант балок для крыши – стальные двутавровые швеллеры. Из-за их дороговизны на практике балки чаще делают из обработанных антисептиком брусьев. На них монтируют дощечки, выстилают их гидроизоляционным слоем и крепят кровельный материал. Ворота проще всего сделать распашными.
Стяжка пола
Сняв слой почвы и утрамбовав дно, обустраивают песчано-щебневую подушку. После установки арматурного каркаса производят заливку бетонной смеси до уровня цоколя.
Инженерные сети
Если помещение будет использоваться для ремонта авто, необходимо обеспечить в нем качественное освещение. В систему включают трансформатор, понижающий напряжение до 12-36 В. Розетки подсоединяют к линии строго в распределительных коробках.
Для наружной отделки гаражного помещения подойдет специальная фасадная краска. На упаковке обычно приводится пошаговая инструкция по ее применению. Изнутри стены можно обшить вагонкой.