Оценить преимущества обустроенной парковки на даче можно уже в первый ненастный день. Строительство стоянки зачастую проводят своими силами, используя различные материалы. Желательно, чтобы сооружение не обошлось дорого, а также сочетало в себе функциональность и привлекательный внешний вид. С тонкостями возведения необходимо ознакомиться до начала строительства.
Варианты обустройства площадки
Стоянка для машины на даче призвана выполнять несколько задач:
- способствовать спокойному въезду/выезду в дождливую погоду, когда земля превращается в грязь;
- предоставлять возможность помыть автомобиль;
- служить местом смены колёс или небольшого ремонта;
- являться укрытием от солнца и посторонних;
- снизить вероятность испачкать обувь при посадке/высадке из авто;
- быть элементом декоративного оформления.
Не каждое покрытие обеспечивает выполнение всех функций одновременно, поэтому при проектировании и выборе варианта учитывают свои потребности. Например, бетонное покрытие не впитывает воду, а на натуральном газоне домкрат будет проминать грунт.
Чаще всего покрытием парковочного места на даче являются:
- трава;
- песок, щебень или гравий;
- природный камень;
- залитый бетон или бетонные плиты;
- тротуарная плитка;
- газонная георешётка.
У каждого варианта есть плюсы и минусы, а также разная цена и необходимые трудозатраты по возведению.
Выбор места
На внутренней территории особых ограничений по конструкции, расположению и функционалу не существует.
На стоянках снаружи участка запрещено мыть машины. Вариант покрытия для автостоянки снаружи дачи необходимо согласовывать с правлением общества или с администрацией поселения — если в месте планируемой стоянки проходят коммуникации, то при земляных работах разрушенное покрытие придётся восстанавливать за свой счёт.
Чтобы парковка на дачном участке была удобной, при выборе места учитывают следующие условия:
- При непосредственном соседстве с домом, вытоптанный или забетонированный участок портит внешний вид из окна, в этом месте нельзя высадить цветы или деревья.
- Расположение стоянки выбирают непосредственно за въездом, экономя внутреннее пространство и деньги на обустройство дорожки от парковки до дома.
- Для дач, используемых только в летнее время, желательно расположить парковку в месте, защищённом от солнца, например, за северной стеной дома.
- Для зимнего пользования ориентируются на опыт предыдущих годов — как правило, снежные заносы бывают на определённых местах участка и там стоянку делать нежелательно, каждый выезд будет начинаться с откапывания автомобиля.
- Не располагают стоянку под высокими деревьями, особенно фруктовыми — птичий помёт химически агрессивен и быстро разъедает даже автомобильную эмаль. Удалять следы жизнедеятельности птиц придётся и перед каждой поездкой.
- Размер парковки на даче можно выбирать по своему усмотрению, ориентируясь на габариты автомобиля. Следует оставить минимальный запас от 70 см с каждой из сторон, чтобы при посадке/высадке подходить по твёрдому покрытию и не пачкать одежду о грязные в слякоть двери. Для двух автомобилей парковку увеличивают в длину или в ширину.
Учитывая все факторы, выбирают компромиссный вариант — расстояние от дома до парковки должно быть минимальным с целью удобства перемещения грузов, но в то же время соблюдались другие условия. Важное значение имеет выбор покрытия.
Зелёная газонная парковка
Вырастить траву, чтобы она являлась покрытием парковки, непросто — сплошной ковёр, способный выдерживать автомобиль, покроет землю не раньше чем за 2 сезона. До этого срока каждый въезд на зелёную зону будет портить внешний вид.
Преимущества травяного покрытия:
- дешевизна;
- простота обустройства;
- проницаемость для воды.
Недостатков у газонной парковки больше, чем преимуществ:
- в межсезонье грунт будет проседать, образуется колея;
- в сырую погоду намокает обувь;
- поднять машину домкратом можно только в сухую погоду;
- газон требует постоянного ухода: полива и стрижки;
- зимой теряется привлекательность.
Чтобы обустроить надёжное основание для парковки, покрытой травой:
- Роют котлован глубиной 30 см.
- Дно засыпают слоем щебня или гравия, перемешанных с песком. Высота подушки 15–20 см. Проливают слой водой, трамбуют.
- Отсыпают плодородный грунт на 5-10 см выше уровня грунта — при усадке произойдёт выравнивание.
- Засеивают траву, лучше выбирать смесь для спортивных площадок.
- Выращивают газон.
Пользуются зеленой стоянкой после того как земля задерновалась, а трава достаточно окрепла, чтобы выдерживать проезды автомобиля.
Площадка из щебня или гравия
Практичным, недорогим и быстрым способом устройства парковки под автомобиль на даче является отсыпка поверхности мелкой фракцией щебня или гравия.
Преимущества покрытия:
- универсальность — выдерживает массу любого автомобиля, подходит для технического обслуживания техники;
- водопроницаемость — на поверхности не скапливается вода от осадков и при мытье машины;
- привлекательный внешний вид, в продаже есть щебень разных расцветок;
- легко восстановить поверхность, если образовалась колея при частом пользовании;
- возможность совмещения с георешётками.
Недостатки практически отсутствуют, за исключением нескольких, не очень влияющих на функциональность:
- трудности с очисткой от снега;
- неудобство ходьбы на высоких или тонких каблуках;
- возможно прорастание побегов от близкорасположенных деревьев, например, сливы или вишни.
Кроме того, для правильного обустройства потребуется материал разной фракции и для небольших стоянок может увеличиться стоимость за счёт того, что необходимо оплачивать 2 доставки.
Выбор материала
В качестве основы и покрытия популярным природным материалом является:
- речной гравий с гладкими ровными краями экологически безопасен, имеет привлекательный вид;
- гранитный щебень — прочная горная порода, но следует учитывать, что зачастую с повышенным радиационным фоном.
Дроблёный известняк для парковок в частном доме под открытым небом не используют из-за быстрого разрушения и образования белых потёков.
Альтернативой щебня является отсыпка отходами металлургических производств. Она различается разным количеством в составе железа. Фракция с небольшой пропорцией металла в течение 2–3 лет разрушается до состояния крошки и пыли, частично уходит в грунт. Потребуется делать подсыпку, поэтому материал приобретают с запасом 10–15 %.
Алгоритм возведения:
- Рассчитывают количество необходимого материала. Песка потребуется для слоя 15 см и замеса бетонного раствора для монтажа бордюров. Крупной фракции щебня должно хватить для отсыпки 15-см, а мелкого камня для поверхностного слоя 5 см толщиной. Цемента 1 мешок (50 кг) для паркинга на одно машино-место.
- Проводят выемку грунта 30–35 см, удаляют корни многолетних травянистых растений и садовых деревьев, планируют участок.
- Засыпают 15 см песка, 2–3 обильно проливают водой для усадки, трамбуют.
- Строят бордюр по всему периметру стоянки для авто. С одного торца и по бокам ограждение должно быть выше уровня грунта на 5–15 см, а со стороны въезда иметь уклон, чтобы исключить ступеньку. Используют бордюрные камни, выстраивают опалубку из дерева.
- По желанию укладывают геотекстиль, он снизит вероятность прорастания растительности, но можно обойтись и без него.
- Засыпают и трамбуют 15 см крупной фракции щебня.
- Укладывают верхнее покрытие из мелкого камня, толщиной около 5 см. Слой тоньше постепенно оголит крупную фракцию, а если сделать толще, то периодически придётся устранять колею.
Бюджетным вариантом считается засыпка парковки для машины на даче бывшей в употреблении асфальтовой крошкой, которую можно приобрести совсем недорого. Вариант уступает щебню только в дизайне участка, не проигрывая в функциональности.
Бетонные плиты или заливка бетоном
Бетонные дорожные плиты — распространённый вариант обустройства стоянки.
Преимущества:
- наибольшая долговечность по сравнению с другими вариантами;
- идеально ровная поверхность;
- прочность достаточная для того, чтобы выдержать личный автомобиль любой массы;
- возможность наращивания парковочного места простым добавлением плит.
Недостатки связаны с затратами на обустройство:
- заводские качественные плиты стоят дорого;
- необходимо оплачивать услуги по доставке;
- высокая цена аренды автокрана на небольшой промежуток времени;
- возможные подвижки на пучинистых грунтах.
Порядок возведения:
- Роют котлован глубиной 15–20 см.
- Отсыпают подушку из песка вровень с грунтом. Проливают водой для усадки, подсыпая песок при необходимости. Тщательно разравнивают основание.
- Укладывают плиты.
- Швы заливают бетоном или цементно-песчаным раствором.
Парковка своими руками, залитая из бетона — альтернативный вариант плитам.
При заливке бетона на пучинистых грунтах без надёжного основания возможно разрушение парковки в зимний период. Необходимо делать высокую подушку и обеспечивать отвод воды не менее чем на 50 см от стоянки.
Строительство проводят в несколько этапов:
- Выбирают грунт на глубину 20 см.
- Устраивают опалубку, чтобы верхний край возвышался на 10 см над общей поверхностью участка, в сторону въезда на площадку предусматривают съезд. От середины к краям устраивают уклон 2 см на метр длины, что обеспечит сток воды.
- Насыпают слой песка 10–15 см, проливают водой, трамбуют.
- Монтируют решётку из арматуры диаметром от 10 мм. Для стоянки на одну легковую машину можно обойтись без армирования.
- Заливают бетон слоем 10 см. Пропорции цемента, песка, наполнителя 1:2,5:3,5. В жаркую погоду каждые два часа проливают поверхность водой, чтобы не образовалось трещин.
- Через 2–3 дня заливают стяжку толщиной от 5 см, обязательно используют кладочную сетку из проволоки 3–4 мм.
- Несколько дней, если погода жаркая, поливают стоянку водой — это убережёт от растрескивания и позволит раствору набрать прочность.
Срок набора бетоном полной прочности составляет 28 суток. Если автомобиль не тяжёлый, пользоваться стоянкой можно через 15–20 дней.
Тротуарная плитка
Плитка — отличный вариант для пучинистых участков земли. При подвижках поверхность можно переложить.
Преимущества материала:
- долговечность;
- привлекательность, различные окраски и форма;
- функциональность и универсальность.
Главные недостатки:
- высокая цена качественных изделий;
- трудоёмкость укладки;
- обязательный опыт работы при самостоятельном монтаже.
Обустройство:
- Роют котлован глубиной 20–30 см.
- Засыпают щебень, фракцией 40–60 см, толщина слоя не менее 10–15 см.
- Застилают геотекстиль.
- Делают подушку из смеси песка и цемента в пропорции 5:1.
- Укладывают плитку, соблюдая уклон для стока воды.
- Засыпают швы той же смесью песка и цемента.
Перед укладкой необходима тщательная трамбовка подушки, в противном случае вероятно смещение плитки под нагрузкой.
По той же технологии можно сделать парковку из природного камня, заменив им плитку.
Газонная решётка
Газонные решётки позволяют сделать парковки для любого вида транспорта.
Изделия бывают пластиковыми и бетонными. По стойкости к нагрузке различают лёгкие и тяжёлые варианты.
Преимущества газонных решёток:
- долгий (не менее 20 лет) срок службы;
- универсальность — поверхность пропускает воду, но остаётся прочной при любой погоде;
- привлекательный внешний вид;
- экологичность;
- относительно простой монтаж;
- возможность изготовить площадки любых размеров, путём соединения модулей.
Среди недостатков выделяют то, что трава поверхность покрывает не полностью, а также необходимость каждый раз автомобиль ставить со смещением. В противном случае остаются следы придавленной и пожухлой травы.
В жарких регионах потребуется регулярный полив травы.
Последовательность обустройства:
- Роют котлован глубиной 20–30 см.
- Засыпают подушку из смеси песка и щебня, трамбуют.
- Укладывают геотекстиль.
- Насыпают песок слоем 10 см, дают время на усадку или проливают водой, трамбуют.
- Согласно инструкции производителя, устанавливают решётку.
- Заполняют соты плодородной почвой, засеивают траву.
Пользоваться площадкой из газонной решетки можно сразу, но необходимо ставить автомобиль со смещением, чтобы трава проросла.