Практически каждый домовладелец может на принадлежащем ему земельном участке возвести уютный гараж для личного автомобиля. Появление новых технологий и стройматериалов без труда позволят хозяину построить бюджетный гараж своими руками.
Виды стройматериалов
Выбор материалов для строительства гаража осуществляется с учетом финансовых возможностей, эстетических предпочтений, марки и модели автомобиля.
Чаще всего для строительства гаража используют:
- сэндвич-панели;
- пено-, шлако- и керамзитоблоки;
- кирпич;
- профнастил.
Каждый из этих материалов обладает достоинствами и недостатками.
Кирпич
Кирпич – традиционный строительный материал, из которого с давних времен возводят капитальные строения различного назначения. Гараж не будет исключением, особенно если нужно обустроить место для хранения автомобиля и смотровую яму, погреб, мастерскую, а также дополнительную комнату отдыха на 2-м этаже.
Для кирпичных гаражей характерны прочность, надежность и долговечность.
Стены из кирпича:
- не горят, что важно для помещений, где хранятся горюче-смазочные материалы;
- позволяют смонтировать электропроводку, подвести воду, а при необходимости и газ;
- обеспечивают надежную защиту от проникновения внутрь злоумышленников.
Кирпич экологичен и во многих случаях не требует декоративной отделки внутри и снаружи гаража.
К недостаткам кирпича относятся:
- сложный и длительный процесс кладки;
- необходимость возведения прочного фундамента и достаточно толстых стен, что требуется для комфортного нахождения внутри гаража летом и зимой.
Строят гаражи, как правило, из керамического или силикатного кирпича. Более распространен последний – он дешевле и обладает неплохими эксплуатационными характеристиками.
Газонаполненные блоки
Газоблоки изготавливают на основе бетона. Относятся они к классу ячеистых бетонов – в их структуре есть пузырьки воздуха. Технологии изготовления газобетона и пенобетона различны, но характеристики идентичны. Отличие заключается в том, что газобетон нарезают после изготовления большой плиты, а пенобетонные блоки заливают в готовые формы. Поэтому последние имеют закрытые поры и менее гигроскопичны.
Газонаполненные блоки обеспечивают:
- хорошие теплоизоляционные свойства:
- высокую скорость кладки.
Блоки из ячеистого бетона не горят и отличаются высокой морозостойкостью, прочностью, паропроницаемостью.
По сравнению с кирпичом пено- и газоблоки отличаются низкой ценой и небольшим весом. Здания не требуют закладки мощного фундамента.
Недостатки:
- стены нуждаются во внешней отделке;
- требуются специальные крепежные изделия для монтажа навесных шкафов, полок и пр.
При кладке стен из газоблоков необходимо строгое соблюдение технологии, в противном случае возможно появление трещин.
Шлако- и керамзитоблоки
Шлако- и керамзитоблоки изготавливают на основе традиционной смеси цемента, песка и воды, в которую добавляют наполнитель из шлака (опилки, щебень и пр.) или керамзит (гранулы размером от 5 до 40 мм).
И те и другие блоки отличаются малым весом и крупными размерами, что позволяет возводить стены на облегченном фундаменте. Обладают они теми же достоинствами, что и блоки из ячеистого бетона, а недостатки у них разные.
Минусы шлакоблоков:
- низкие теплоизоляционные свойства;
- высокая гигроскопичность;
- неудовлетворительный внешний вид, требующий внешней отделки строения.
Недостатки керамзитоблоков:
- трудности в обработке – пилить их можно только пилой с победитовыми зубьями;
- для крепления навесных шкафов и полок нужно использовать анкерные болты и дюбели.
Использование керамзитоблоков в строительстве требует закладки более мощных фундаментов.
Оба вида блоков имеют непрезентабельный внешний вид и требуют дополнительной отделки стен.
Сэндвич-панели
Сэндвич-панели – идеальный вариант для строительства теплого гаража. Конструктивно материал представляет собой многослойные плиты, состоящие из слоя утеплителя, прикрытого с двух сторон металлом, гипсокартоном и др. В качестве утеплителя используют пенополиуретан, минеральную вату и пр. Для постройки гаража, как правило, применяют панели, утепленные пенополиуретаном (минимальный коэффициент теплопроводности, не боится влаги и отличается способностью к самозатуханию), который защищен металлическими панелями.
Преимущества:
- простота монтажа и высокая скорость строительства;
- низкая стоимость;
- для возведения стен достаточно облегченного фундамента;
- возможность демонтажа конструкции и переноса ее в другое место;
- не требует дополнительной наружной отделки.
Недостатки:
- недостаточная ветровая устойчивость;
- необходимость соблюдения технологии монтажа;
- деформация при воздействии прямых солнечных лучей;
В гараже из сэндвич-панелей все оборудование должно крепиться к полу.
Профлист
Профилированные листы из стали с защитным и декоративным покрытием не требуют закладки фундамента. Среди недостатков этого материала отмечают:
- низкую теплоизоляцию;
- недостаточный уровень безопасности – лист легко разрезать снаружи;
- низкую механическая прочность, что со временем приводит к ухудшению внешнего вида (вмятины, царапины и пр.).
Гараж из профлиста обойдется во много раз дешевле, чем из других материалов. Однако при попытке сэкономить придется пожертвовать надежностью, безопасностью и в конечном итоге сохранностью автомобиля.
Планировка гаража
Предварительная планировка бюджетного гаража осуществляется исходя из требований действующих строительных нормативов (ДБН В 2.3-1:2007), регламентирующих его минимальные размеры. Согласно этому документу одно машино-место должно занимать не менее 5,0 м в длину, 2,3 м в ширину и 2,2 м в высоту. Кроме того, необходимо обустройство защитных зон с боковых и торцевых сторон автомашины. Их ширина должна составлять не меньше, чем 0,5 м.
Разрабатывая проект гаража, учитывают:
- водительский стаж всех членов семьи, имеющих право управлять автомобилем;
- физическое здоровье всех водителей;
- рост всех членов семьи, которые могут зайти в гараж.
Комфортным гараж будет, если его высота на 40 и более см возвышается над головой самого высокого члена семьи. В любом случае внутренние размеры выбираются исходя из реальных потребностей владельца автомобиля и членов его семьи.
- При необходимости обеспечить проезд детской коляски расстояние от стены гаража до бортов транспортного средства должно быть не менее 1,1 м.
- Если нужно установить в гараже умывальник или обеспечить на стене место для хранения велосипедов, придется создать вокруг автомобиля свободную зону порядка 1,5 м.
Ели в гараже предполагается проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля, важное значение имеет размещение осветительных приборов, например, над моторным отсеком машины, верстаком и местом хранения инструмента. Предусматривают места для установки нужного количества розеток для подключения электроинструментов, отопителей (при необходимости) и пр. Желательно также провести в гараж электросеть трехфазного тока.
Все розетки должны быть оснащены защитными элементами, способными предотвратить поражение человека электрическим током.
Основные строительные работы
Началу строительных работ при возведении гаража предшествуют расчистка территории и выбор места, где будет расположено строение. В этом месте не должно быть инженерных коммуникаций. Важно предусмотреть пространство для открытия гаражных ворот и выезда автомобиля.
Выбранное место размечают согласно проекту. Если в гараже предусмотрена смотровая яма, ее выкапывают по центру участка.
Далее размечают и выкапывают траншеи для закладки фундамента. Ширина их составляет не менее 40 см, а глубина – 60-100 см. Затем рядами укладывают крупный щебень или камни и каждый ряд заливают цементно-песчаной смесью. При необходимости заливают бетоном и всю площадь будущего гаража.
После застывания строительной смеси приступают к возведению стен, совмещая его с установкой гаражных ворот. Это позволит надежно закрепить ворота в стенах.
При возведении стен и установке ворот нужно постоянно контролировать их вертикальность.
Строительство завершается монтажом крыши и отделкой внутренних и внешних поверхностей гаража. Тип крыши, материалы для ее обустройства, а также способы отделки стен полностью зависят от предпочтений владельца автомобиля.