Заливка пола в гараже бетоном применяется для создания прочного, надежного и долговечного основания, способного выдержать вес автомобиля и оборудования, сохраняя при этом ровную и гладкую поверхность. Бетонирование не относится к мероприятию повышенной сложности, но его проведение должно проводиться по правилам, касающимся выбора материалов и технологии их применения.
Основные преимущества бетонного пола в гараже
Решение заливать бетонный пол в гараже обосновано тем, что основание из железобетона имеет следующие достоинства:
- Высокая несущая способность. Качественно сделанная стяжка без проблем выдерживает десятки тонн вертикальной нагрузки.
- Постоянство формы. Если грунт подвижен подвижкам и проседанию, то ЖБИ всегда остаются гладкими и ровными.
- Чистота. Грамотно обработанная поверхность не будет пылить, ее можно мыть любыми химическими реагентами без опасений повреждения.
- Водонепроницаемость. Вещество настолько плотное, что может эксплуатироваться даже без гидроизоляции, но при условии проведения уплотнения на этапе заливки.
- Вариативность финишного оформления. Плита может быть самостоятельной лицевой поверхностью или основой для нанесения жидких, штучных и рулонных покрытий.
Бетонировать гаражный пол недорого намного дешевле, чем заказывать монолитную плиту заводского производства. Самостоятельная работа компенсирует добрую половину расходов на услуги специалистов.
Расчет расходных материалов
На первом этапе строительства проводится проектирование, устанавливаются размеры и устройство строения. Владелец земельного надела решает, какой должен быть пол: гладким или шершавым, с ямой или подвалом. Затем определяется минимальная толщина плиты с учетом максимальных вертикальных нагрузок. Чтобы гарантированно выдержать вес машины и оборудования, рекомендуется не менее 20 см заливки.
Затем следует подсчитать потребность в материалах. Пропорции бетона для заливки пола в гараже рекомендованы в соотношении 3:3:1, где частями является песок, щебень и цемент соответственно. Определяется сначала потребность на квадратный метр, а затем на весь пол. Следует учесть и расход на армирование. Оно делается из прутов диаметром 12-16 мм из расчета 20 п.м. на квадрат, плюс пруты 8 мм на рамки и вязальная проволока на соединение деталей.
Чтобы забетонировать площадку, нужна опалубка, песок и щебень для подсыпки, геотекстильное полотно.
Плиту в чистом виде эксплуатировать не рекомендуется. Потребуется прочное напольное покрытие, шлифовка или обработка поверхности специальными средствами.
Инструменты, необходимые для работы
Чтобы залить пол в гараже бетоном своими руками, необходимо подготовить такой комплект инструментов и оборудования:
- бетономешалка (лучше 2 единицы);
- строительный миксер;
- болгарка;
- уровень;
- топор;
- лопата;
- молоток;
- шпатель;
- вибратор;
- вязальный крючок;
- рулетка;
- угольник.
Для работы нужно приобрести резиновые сапоги, плотную робу, защитные очки, перчатки, марлевую повязку.
Подготовительные работы
От правильной подготовки во многом зависит успех конечного результата.
Пошаговая инструкция:
- Отрыть котлован на глубину 40 см. Выровнять и уплотнить его дно. Избавиться от корней деревьев и кустарников.
- Покрыть яму геотекстильной тканью. Вывести ее края на поверхность. Этот прием предотвратит размывание подсыпки и прорастание травы.
- Засыпать слой песчано-щебеночной подушки высотой не менее 15 см. Провести его выравнивание и уплотнение.
- Настелить гидроизоляционное полотно. Это может быть рубероид или плотная полиэтиленовая пленка. Края в свою очередь тоже выводятся наверх.
В заключение на полотно нужно уложить утеплитель, чтобы избежать возникновения конденсата в холодное время года. Лучшим вариантом считается экструдированный пенополистирол с замками по краям.
Армирование стяжки
Армировать целесообразно прутами с насечками, которые обеспечивают им стабильное положение в массе бетона и исключают появление люфтов. Для обеспечения должной прочности плиты и ее устойчивости к разлому рекомендуется делать объемный каркас с расстоянием 8-10 см между решетками. Сначала собираются секции, затем проводится их соединение в единую конструкцию. Оптимальным размером ячеи считается 15-20 см.
Соединение прутов с рамками, секций между собой специалисты рекомендуют делать проволокой. Сварка ослабляет металл и препятствует принятию прутам оптимального положения в растворе после заливки формы. После сборки каркаса его нужно закрепить в пространстве. Для этого между прутами и опалубкой вставляются распорки из керамики или пластика. Фиксация должна быть жесткой, чтобы исключить сдвижение арматуры при дальнейших этапах работы. Целесообразно перед заливкой очистить железо от ржавчины и обработать любым средством против коррозии.
Заливка бетона
При планировании и подготовке данного этапа следует учитывать, что раствор должен заливаться непрерывно. Подразумевается добавление каждой новой порции через 20-30 минут. Так раствор не будет успевать схватываться и образуется цельная монолитная плита. Работу следует организовать бригадным способом, когда один занимается замешиванием бетона, второй его распределяет, а третий уплотняет вибратором и выравнивает. Поскольку для заливки потребуется приготовить до 5 м³ смеси, процесс нужно начинать утром, чтобы завершить его к наступлению ночи.
Проводить работы рекомендуется в такой последовательности:
- Каждые 100-120 см установить маяки. Оптимальным вариантом является угловой алюминиевый профиль, вмурованный в цементные горки. При этом необходимо сделать уклон в пределах 1-2 градусов от центра к краям, чтобы обеспечить отток пролившейся жидкости к стенам.
- Замесить раствор. Сначала перемешиваются сухие компоненты, а только потом добавляется вода, пигменты и пластификаторы. Как правило, для одной порции уходит 5-8 минут.
- Подавать раствор в форму. Делать это нужно от углов, так как это самые сложные и неудобные участки. Раствор стягивается правилом путем движения им по маякам.
- Уплотнить и выровнять смесь. Сначала используется вибратор или стальной штырь. Затем поверхности придается гладкость широким шпателем.
- Выполнить затирку пола. Делается это спустя 2-3 часа, когда бетон уже потерял текучесть, но еще остается рыхлым. Процедура выполняется скребком и сетчатой теркой. После этого поверхность нужно смочить и довести ее до зеркального блеска.
В заключение плиту следует закрыть полиэтиленовой пленкой или плотной тканью.
На протяжении 7-10 дней стяжку нужно смачивать водой для ее равномерного просыхания и предотвращения образования трещин. Полная прочность набирается спустя 28 дней.
Финишное покрытие
После застывания бетон еще не готов к эксплуатации. Его верхний слой состоит из смеси песка и цемента, которая трескается и стирается в пыль.
Варианты финишного покрытия:
- Двухкомпонентный полимерный состав. Наносится согласно руководству на упаковке, впитывается в бетон, укрепляет его до состояния натурального камня.
- Жидкое стекло. Проникает в поры и щели, защищает покрытие от влаги и истирания. Придает поверхности приятный блеск и презентабельность.
- Акриловая краска. Недорого, красиво и быстро. Жидкость пропитывает состав на незначительную глубину и потому через некоторое время стирается.
- Керамическая плитка. Покрытие прочное, надежное и долговечное. Для гаража нужно выбирать керамогранит, отличающийся однородной структурой по объему и большей, чем у бытового кафеля прочностью.
- Резиновый асфальт. Покрытие сочетает в себе надежность, эластичность и устойчивость к истиранию. Способно прослужить не менее 10 лет.
- Модульная полимерная плитка. Укладывается подобно пазлу. При условии герметизации стыков образует красивое монолитное и водонепроницаемое покрытие.
- Наливные смеси. Применяются однотонные и разноцветные растворы. Отличаются крепостью, гладкостью и красотой.
Выбор финишного покрытия определяется дизайном внутренней отделки гаража, приоритетами и финансовыми возможностями его владельца.