Проблемы с герметичностью отопления могут наступить в любой момент. Этому есть множество причин – начиная от неправильного монтажа и заканчивая превышением эксплуатационного срока. Независимо от этого сначала устраняем течь в отоплении: труб, радиаторов, батарей. И только затем можно делать комплексный ремонт системы.
Причины появления течи в радиаторах и методы ее поиска
Что делать если течет радиатор отопления, а вода в трубах явно выше комнатной температуры? Чтобы быть подготовленными к такой ситуации следует выяснить причину потери герметичности труб и батарей.
Появление течи в отопительной системе обусловлено особыми условиями эксплуатации. Вода негативно сказывается на металлических компонентах системы. И тогда возникает вопрос — как заделать течь в батарее отопления? Также нужно учитывать термическое воздействие и периодические перепады давления в магистралях.
Есть несколько объективных факторов, из-за которых течет батарея отопления:
- Неправильная работа системы. Критическое повышение температуры провоцирует рост давления. Это может привести к разрыву в местах стыков труб или тонкостенных батарей;
- Коррозия стальных компонентов системы. Относительно большое содержание воздуха в воде является причиной ржавления внутренней поверхности металлических труб и радиаторов;
- Замерзание воды, что приводит к появлению ледяных пробок, которые расширяясь разрывают трубы.
До того как заделать течь в трубе отопления следует ее обнаружить. Если визуально с системой все в порядке – это не значит, что отсутствует скрытый порыв. Как найти течь в системе отопления и что указывает на ее наличие? Первым показателем является постоянное понижение давления и объема теплоносителя в системе. Если автоматический узел подмеса включается с постоянной периодичностью – значит, где-то постепенно убывает теплоноситель.
Как обнаружить течь в системе отопления самостоятельно? Для этого следует заранее установить на определенных участках магистрали манометр – прибор измерения давления.
Если признаки указывают на потерю герметичности, а визуальный осмотр не дал результатов – следует отключить всю систему. Именно поэтому рекомендуется предварительная проверка отопления не в отопительный сезон. Затем нужно выполнить такие действия:
- Система заполняется водой до оптимального уровня давления;
- С помощью запорной арматуры перекрывается обмен теплоносителем на всех участках магистрали;
- Через некоторое время сверяются показания манометров. Там, где давление будет ниже – находится течь в системе отопления.
В дальнейшем ее поиск будет намного проще – достаточно лишь найти место, где постоянно появляется влага. Это указывает на наличие микротрещины. Затем выполняется замена этого компонента отопления.
Для поиска протечки можно воспользоваться обычной туалетной бумагой. Там, где есть микротрещины ее поверхность станет влажной. Перед проверкой необходимо удалить конденсат с поверхности труб и батарей.
Ремонт труб отопления
Чаще всего течи возникают именно в транспортных магистралях отопления. Это связано с повышенными показаниями гидравлического сопротивления и возможными ошибками монтажа. Как остановить течь в трубе отопления если вода в ней все еще горячая?
Оптимальный вариант – заранее приобрести ремонтный набор. Он состоит их накладного широкого хомута и прорезиненной прокладки. С его помощью можно устранить протечку до полной остановки системы и в дальнейшем выполнить замену неисправной части трубопровода.
Прежде чем заделать течь в трубе отопления, необходимо выполнить следующие мероприятия:
- Остановить приток теплоносителя в поврежденный участок отопления. Для этого перекрывается запорный кран.
- Отключить котел. Это сложно сделать у твердотопливных моделей. Для них рекомендуется ограничить приток воздуха через зольник или другой вентиляционный канал.
- Установить временный хомут.
- Дождаться окончательного остывания воды и заменить поврежденный участок.
Эффективно заделать течь в трубе отопления можно несколькими способами. Выбор зависит от наличия ремонтных инструментов и материала изготовления труб.
Нередко причиной понижения давления в системе является разрыв мембраны в расширительном баке. Внешние признаки очень схожи со скрытым порывом. Поэтому сначала следует проверить этот элемент отопления.
Ремонт стальных труб отопления
Самой частой причиной появления течи в стальных трубах являются коррозийные процессы. Постепенное разрушение металлического слоя приводит к истончению трубы и как следствие – ее порыву. Для заделывания течи в трубе отопления необходимо сначала выполнить действия, описанные выше.
Если в наличии есть заводской ремонтный бандаж – временный ремонт значительно упрощается. На поврежденный участок сначала устанавливается резиновая прокладка, а затем поверх неё широкий хомут. Регулировочные болты на нем затягиваются до тех пор, пока не остановится поток воды из течи в системе отопления.
Отсутствие бандажа не означает невозможность выполнить оперативный ремонт. Его можно изготовить самостоятельно, используя подручные материалы.
После обнаружения течи в системе отопления для ее ликвидации понадобятся следующие компоненты:
- Резина от велосипедной камеры или аналогична ей. Ширина заготовки должна превышать размеры протечки минимум на 30-40%, а длина быть такой, чтобы резиновая прокладка могла несколько раз обмотать трубу;
- Два хомута, диаметр которых подходит для сечения этого участка магистрали.
Временно остановить течь в трубе отопления можно с помощью большого количества ветоши. После стабилизации давления с поврежденного участка удаляется влага и устанавливается резиновая прокладка. Она фиксируется по краям хомутами. Если ширина трещины достаточно большая – монтируются дополнительные хомуты.
При разрыве на стыках труб разных диаметров выбирают более толстую резину. С помощью хомутов она фиксируется на патрубках.
Ремонт пластиковых труб отопления
Намного больше вариантов оперативного устранения течи для пластиковых труб отопления. Это можно осуществить теми же способами, что и для стальных магистралей, а также воспользоваться другими методиками.
После поиска течи в трубе отопления необходимо выяснить объем повреждения. Если дефект небольшой – используют метод холодной сварки. Для того чтобы заделать течь в пластиковой отопительной трубе таким способом потребуется специальный двухкомпонентный состав. Нужно выбрать такие модели, которые возможно применить для полимерных поверхностей.
Остановив течь в отопительной трубе, перекрыв поток теплоносителя, следует выполнить такие действия:
- Тщательно вытереть поврежденную поверхность.
- Предварительно смешать компоненты холодной сварки, размягчив полученный состав.
- Наклеить смесь на дефектный участок. Запас по краям трещины должен быть минимум 2-3 мм.
- Дождавшись окончательного застывания запустить отопление.
Как видно, мало обнаружить течь в отопительной системе — нужно еще выбрать оптимальный способ ее устранения. Пластиковые трубы характеризуются относительно простым монтажом. Поэтому в некоторых случаях легче сразу заменить дефектный участок, чем устанавливать временные хомуты.
Найдя течь в отопительной системе можно установить ремонтную муфту. Для этого используют обычные свариваемые пластиковые фитинги или монтируют нарезной отрезок трубы. В последнем случае необходимо знать технологию установки:
- Перекрыть подачу воды.
- С помощью ножниц отрезать дефектный участок магистрали, предварительно подобрав муфту подходящих размеров.
- Удалить влагу с поверхности патрубков.
- Сварить или помощью резьбового соединения установить ремонтную муфту.
Фактически устранение течи в отопительной системе является установкой нового участка трубы. Это намного надежнее, чем монтаж бандажа.
При сварке нового участка трубопровода нужно проследить, чтобы труба была армированная, т.е. рассчитана для отопления.
Течь в радиаторах отопления
Намного сложнее устранение течи радиатора отопления. Это связано с разнообразием форм этих компонентов системы. Установить на чугунную или биметаллическую батарею хомут не всегда возможно.
Что же делать, если протекает радиатор отопления? Прежде всего, необходимо локализовать проблемное место. Для этого необходимо найти дефект и проанализировать его состояние. Специалисты не рекомендуют устанавливать временные «заплатки» в следующих случаях:
- Сильное истончение металлической или чугунной поверхности. Чаще всего ржавлению подвергается вся внутренняя плоскость батареи. Поэтому первый порыв этот лишь знак того, что в дальнейшем их будет больше;
- Повреждены коммуникационные патрубки в биметаллических или алюминиевых радиаторах. Они запрессовываются в заводских условиях, поэтому если протекает батарея отопления именно в этом месте – необходима замена всей конструкции.
Чаще всего возникают так называемые микро протечки. Т.е. из-за механического повреждения появляется микротрещина, через которую просачивается теплоноситель. Для эффективного устранения течи радиатора отопления можно применить уже рассматриваемый метод холодной сварки. Однако он будет актуален только для видимых зон батареи. Если же проблема внутри конструкции – можно приобрести специальные герметики.
Их принцип работы заключается в воздействии на дефект изнутри системы. Они могут отличаться составом, но способ применения в большинстве случаев одинаков. В заполненную систему заливается определенное количество герметизирующего средства. После прохождения нескольких циклов происходит запаивание микро трещины. Однако при выборе следует обратить внимание на следующие факторы:
- Заделка течи в отопительных радиаторах с помощью герметика возможна только при использовании воды в качестве теплоносителя;
- Некоторые составы негативно влияют на состояние пластиковых труб;
- При протекании отопительной батареи и применением герметика рекомендуется заменить резиновые прокладки на паронитовые.
Идеальный вариант устранения течи в отопительном радиаторе – выполнить ремонтные сварочные работы. Но для этого потребуется сварочный аппарат и некоторые навыки работы с ним. К тому же сварка алюминия или чугуна — это очень сложный процесс, требующий профессиональных знаний и опыта. Поэтому чаще всего после временной герметизации рекомендуется полностью заменить отопительную батарею.
В видеоматериале рассказывается об особенностях применения герметика при течах в трубах и радиаторах: