Контейнеры различного типа – это многократно используемая тара, предназначенная для перевозки товаров железнодорожным, автомобильным или морским транспортом. Нередко она изготавливается в качестве съемного кузова дальнобойного грузового автомобиля. В зависимости от своего прямого назначения контейнеры подразделяются на универсальные и специальные. Основная проблема, возникающая при их подготовке к эксплуатации, – правильное утепление с целью сохранения перевозимого товара или создания комфортных условий для проживания.
Устройство контейнера
Прежде чем утеплять контейнер внутри потребуется ознакомиться с особенностями его конструкции. Согласно чертежам, приводимым в проектной документации на изделие, каркас состоит из следующих основных элементов:
- верхнее и нижнее рамные основания;
- комплект стоек (угловых, средних и для дверей);
- набор стенных щитов;
- наружная обшивка.
Нижняя рама изготавливается в виде сварного узла, состоящего из 2-х продольных и поперечных швеллеров. Передняя балка в зоне расположения дверного проема дополнительно усилена металлической планкой. Сварная верхняя рама состоит из 2-х продольных и четырех поперечных балок, места соединений которых усилены косынками. Сверху и с боков каркас контейнера обшит листами стали толщиной 1,5 мм, по которым монтируется сам утеплитель.
Устройство морского аналога
Конструкция изделий этого класса мало чем отличается от обычной. Ее основа – такой же прочный стальной каркас, свариваемый из продольных и поперечных швеллеров. Верх контейнера изготавливается в виде поперечных и продольных балок. По всему периметру каркас обшивается стальными листами, отличающимися хорошими антикоррозийными свойствами и имеющими гофрированный профиль. При производстве морских контейнеров на 20, 40, 45 футов применяется легированная листовая сталь высокого качества. Ее толщина составляет 1,5-2,0 мм, что гарантирует получение прочной и жесткой конструкции.
Требуемые материалы и инструменты
Чтобы организовать и реализовать утепление морского контейнера изнутри, потребуется подготовить:
- утеплительный материал выбранного типа (пенополистирол, например);
- деревянный брус 5х5 см и дюбеля;
- скотч, грунтовку и полиэтиленовую пленку;
- монтажную пену, краску и герметик.
Кроме того, необходимо закупить гипсокартонные листы, а также заготовки ДСП или ДВП.
Из крупных инструментов потребуются болгарка, электродрель и шуруповерт. Помимо этого нужно подготовить следующий инструментальный набор:
- отвертки;
- измерительная рулетка;
- устройство для нанесения монтажной пены и герметика;
- дюбеля;
- кисточка, молоток, острый нож и строительный уровень.
Также потребуется карандаш или цветной фломастер для разметки.
При работе следует воспользоваться средствами защиты кожи рук и лица – респираторной маской, перчатками и очками.
Чем утеплить потолок и стены
Одним из лучших материалов, которыми можно утеплять поверхности с волнистой структурой считается пенополиуретан, хорошо скрывающий даже крупные неровности. Привлекательность этого утеплителя объясняется следующими его преимуществами:
- простота монтажа материала;
- экологичность;
- плотность прилегания к стенкам (без образования щелей);
- надежная теплоизоляция.
Применение материалов этого класса снижает конвективные потоки и практически исключает возможность образование конденсата. Помимо этого для утепления морского контейнера для проживания применяется экструдированный пенополистирол. Этот материал не уступает по своим показателям пенополиуретану, отличаясь от него лишь ценой.
Утеплить контейнер под жилье можно и обычной минватой, но ее использование ограничено в условиях повышенной влажности (в морских контейнерах, например). При наличии паров влаги этот утеплительный материал быстро насыщается и со временем начинает загнивать.
Порядок проведения работ
Процедура превращения обычного стального короба в теплую тару включает в себя несколько этапов. Перед утеплением контейнера для постоянного проживания потребуется провести подготовительные мероприятия. Заранее следует определиться и со способом изоляции (снаружи или изнутри).
Подготовительный этап
Суть подготовки заключается во внимательном обследовании контейнера на предмет наличия на его поверхностях следов загрязнений и ржавчины. Первые просто смываются водой, а следы коррозии по возможности зачищаются любым удобным способом. Обычно для этого используется болгарка с насадкой в виде металлической щетки. Удаляют следы ржавчины снаружи и изнутри, после чего переходят к покрытию металла слоем защитной грунтовки.
После того как грунт высохнет (примерно через 2 часа) – можно перейти к покраске поверхностей, позволяющей надежно защитить металл от влаги и разрушений. По высохшей краске наносится второй слой. По завершении этих процедур переходят к основным утеплительным операциям.
Этапы внутренних работ
Утепление контейнера изнутри возможно, когда потери части объема внутреннего пространства не имеют значения. Проводимые при этом работы разбиваются на два этапа: отделка боковых поверхностей и теплоизоляция потолка. При их проведении в первую очередь следует утеплить стены. Для этого на них крепится деревянная обрешетка, состоящая из брусков подходящего размера. Затем в промежутки между ними укладываются пластины выбранного теплоизолятора (пенополистирола, например). Для усиления эффекта изоляции от холодных воздушных масс его дополнительно обклеивают слоем пенофола.
Потолки утепляются так же как и стены, после чего все обшивается гипсокартонными листами.
Если внутри конструкции планируется установить печь, следует учитывать, что пенополистирол и пенополиуретан не переносят высоких температур. Поэтому зоны их контакта с нагреваемыми поверхностями потребуется изолировать прокладками из стекловаты.
Утепление полов
Чтобы утеплить пол в жилом контейнере, нужно провести следующие работы:
- На основание укладывается плотная полиэтиленовая пленка, обеспечивающая полноценную паровую изоляцию.
- Поверх обустраивается теплоизоляционный слой, формируемый на основе пенопласта, например.
- Перед его укладкой делается каркас из брусьев (лаг), укладываемых поперек контейнера с шагом, равным примерно 60-70 см.
- Для крепления брусьев используется комплект саморезов, вворачиваемых в каждую доску минимум в 3-4 местах.
- Утеплитель размещается в промежутках между лагами таким образом, чтобы он заполнял их на всю высоту бруса и распределялся по возможности плотнее.
- Остающиеся зазоры обязательно уплотняются монтажной пеной.
Сверху материал закрывается многослойной влагостойкой фанерой толщиной 10 мм, защищающей теплоизолятор от деформаций и повреждений.
Перед обустройством плинтусов все зазоры по периметру полового основания обрабатываются герметиком или монтажной пеной.
Особенности наружной изоляции
Утепление дома из контейнеров снаружи востребовано в ситуациях, когда важно сохранить их внутренний объем без каких-либо изменений. Для наружных работ обычно используются вспененный полистирол, хорошо защищающий металл от коррозии, либо толстые листы пенопласта. Во втором случае для крепления материала потребуются специальные метизы («зонтики»), при использовании которых возникает угроза образования мостиков холода. Этот недостаток материала обязательно учитывается при утеплении, для чего зоны риска дополнительно обрабатываются жидкими теплоизоляторами или уплотняются пеной.