Битум – многофункциональный материал, используемый в самых разных работах. Пропитанные этим веществом материалы абсолютно нечувствительны к действию воды, пара и сырости. Это свойство – самое востребованное среди характеристики битума.
История происхождения битума
Природный битум известен человечеству еще со времен неолита. В раскопках не раз находили копья, в которых наконечники крепились к основанию с помощью этого материала. Чуть позднее так скреплялись и другие инструменты. Битумная посуда предшествовала глиняной.
В более цивилизованную эпоху в Месопотамии битум использовался как клей при создании мозаики. Ареологии считают, что тогда же материал стали использовать для гидроизоляции. Месопотамия экспортировала его в другие страны.
Сегодня природный и искусственный битум используется очень широко. Он входит в состав асфальта и использовался в строительстве всех существующих дорог. Составы разного типа применяют для любых гидроизоляционных работ: при строительстве фундамента, возведении стен, настиле крыши. Твердые модификации материала используются в электротехнической и литейной промышленности.
Битум добывают из горных битумных пород. Его добыча составляет до 115 млн. тонн в год. Не меньший объем создает искусственный вариант, получаемый путем переработки нефти, сланцев, каменного угля.
Основные свойства и характеристики
Битум или горная смола – смесь углеводородов и их производных – азотистых, сернистых, металлосодержащих. Это твердая или очень вязкая смолоподобная субстанция. Совершенно нерастворимая в воде, но частично растворимая в бензоле, хлороформе и некоторых других растворителях.
Столь разнообразная смесь углеводов обеспечивает самые разные физические и химические свойства смеси. К наиболее интересным с точки зрения пользователя относят следующее.
- Плотность битума – колеблется от 0,95 до 1,50 г/см³ в зависимости от происхождения и вида.
- Теплопроводность характерна для аморфных веществ – 0,5–0,6 Вт/м*К. Теплоемкость составляет 1,8–1,97 кДж/кг•°С. Как теплоизоляционный материал он использоваться не может, однако в составе строительной конструкции способствует сохранению тепла.
- Одно из главных свойств состава – аморфность. Будучи твердым, он проявляет свойства жидкости. При нагревании он становится жидким, им можно смачивать и пропитывать твердые поверхности. При охлаждении отвердевает. Процесс сопровождается полимеризацией, поэтому смоченные им объекты склеиваются очень прочно.
- Температура плавления битума зависит от состава, колеблется от +160 до +200°С. Процесс происходит постепенно.
- Материал является диэлектриком и может применяться при обустройстве изоляции.
- Битум не взаимодействует с водой и не растворяется в ней. При застывании образует непроницаемый беспористый слой.
- Устойчив к большинству кислот, щелочей и солевых растворов, но не стоек к органическому растворителю, наподобие бензина, ацетона, бензола. Пропитка битумом придает бетонам, стальным трубам, железобетонным конструкциям устойчивость к химически агрессивной среде.
- Битуму свойственно такое явление, как старение. Под действием солнечного света и кислорода из воздуха материал постепенно изменяет состав. Содержание смол и масел уменьшается, падает гидрофобность и упругость.
Физические и химические свойства битума во многом зависят от его состава. Важно обращать внимание на марку вещества и учитывать его характеристики при выборе.
Классификация
Классификация битумов весьма разнообразна и в первую очередь связана с назначением. По этому признаку различают:
- строительный – БН, используется для гидроизоляции, мастики, как сырье для изготовления других материалов;
- кровельный – БНК, применяется для производства мягких кровельных материалов, наподобие ондулина, гибкой черепицы;
- дорожный – БНД, используется при укладке и изготовлении асфальтобетонов.
Основная классификация связана с происхождением материала. Различают 2 большие группы.
Природный – извлекается из битумных горных пород водной вываркой или растворением в растворителях. К таковым относят:
- чистые битумы – с долей минеральных примесей не более 10%;
- асфальтовые породы – доломиты, известняки, содержащие вещество;
- асфальтиты – высокоплавкие битумы;
- асфальты – смесь асфальтного материала и минеральных веществ.
Поскольку на стоимость и на некоторые характеристики влияет метод получения, разделяют природные битумы таким образом:
- пластовые – входящие в состав горной породы и разрабатываемые шахтным или карьерным методом;
- поверхностные – выход битума на поверхность, чаще всего это не очень чистые смеси;
- жильные – чистые смеси с небольшим количеством примесей.
Последние материалы практически не нуждаются в очистке и переработке, другие – асфальтиты, асфальтные породы – требуют переработки.
Искусственный битум – продукт, получаемый путем возгонки нефти и ее составляющих. Чаще всего сырьем для них выступает гудрон – смолистый остаток с твердыми частицами. Из него и получают твердый или полутвердый вариант. К искусственным модификациям относят:
- нефтяные мазуты – жидкие остатки возгонки нефти;
- нефтяные гудроны – результат отгонки мазута от масляных составных частей;
- кислотные масляные гудроны – их получают, очищая серной кислотой смазочные масла;
- нефтяные битумы – образуются как фракция при перегонке нефтепродуктов.
В отличие от природного, свойства искусственного битума варьируются более широко. В зависимости от технологии производства можно получить состав со строго заданными свойствами.
Природный битум
Природный материал входит в состав горючих ископаемых. Чаще всего его приходится очищать и перерабатывать. По сравнению с искусственными он не обладает какими-либо более ценными качествами. Однако модифицировать природный материал путем добавления некоторых веществ сложнее.
Состав
Состав битума в долях элементов выглядит так: 70–87% углерода, 8–12% водорода, 0,5–7% серы. Однако это мало что говорит потребителю. Более информативный характер носит перечисление составляющих смеси:
- нефтяные масла – от 30 до 60%, они придают составу вязкость и пластичность под действием температуры;
- смолы – от 20 до 40%, обуславливают адгезионные свойства;
- карбиды, карбены, асфальт-тены – содержание их доходит до 40%, обеспечивают твердость и тугоплавкость;
- асфальтеновые кислоты – 3%, выполняют роль ПАВ.
Смеси могут включать другие вещества, чаше всего минеральные добавки.
Как добывают
Общая схема добычи и переработки битумных пород выглядит так:
- извлечение породы;
- разделение сырья на органическую и минеральную части;
- транспортировка продукта;
- переработка битума.
Последние 3 этапа практически одинаковы. Добыча отличается при разных условияя залегания породы. Различают 3 метода.
- Карьерный или шахтный очистной – породу извлекают наверх, экстрагируют битумную смесь растворителем или путем выварки с получением эмульсии. Рудничным методом добывают породу, содержащую не менее 10% материала и залегающую не глубже 90 м.
- Шахтный дренажный – битум самотеком через систему восходящих дренажных каналов выходит наверх. Такой вариант используется при добыче жидких смесей с глубиной залегания более 100 м.
- Скважинный внутрипластовой – на породы воздействует термически или иным способом через пробуренные сверху скважины. Коэффициент извлечения при этом составляет не более 30%, так что к такому методу прибегают редко.
Природный битум не является товарным продуктом, как газ или нефть. Он нуждается в обработке.
Где применяют
Сферы использования природного битума обусловлены его свойствами. Его применяют:
- для изоляции при строительстве зданий, дорог, других сооружений, а также прокладке трубопроводов разного типа;
- в производстве асфальтобетонов;
- при изготовлении аккумуляторных мастик;
- в кабельной и лакокрасочной промышленности;
- при получении кровельных материалов.
Битум используется в других областях, например, в садоводстве.
Химический битум
Такой материал не добывают, а производят. Сырьем для него служат остатки, получаемые после перегонки нефти, что заметно снижает стоимость продукта. При этом появляется возможность модифицировать смесь, так как ее свойства зависят от состава и метода получения.
Технология производства
Искусственный вариант получают несколькими методами. По технологии различают и типы искусственного битума.
- Остаточный – производится путем глубоковакуумной отгонки на специальных аппаратах. Сырьем служат топливные и смазочные фракции из нефти с высоким содержанием смолы. Продукт получают твердый, слабовязкий.
- Окисленный – получают продувкой кислородом гудроновых нефтяных остатков. При этом в смеси увеличивается вязкость, она окисляется и уплотнятся. Такая модификация более эластична и устойчива к нагреву по сравнению с природной.
- Крекинговый – производится разложением сырой нефти масла при получении бензина. Остатки окисляют. Продукт отличается высокой хрупкостью и не популярен.
- Компаундированный – его получают смешиванием остатков перегонки нефти. Технология предполагает добавку дегтя, легкой нефти, масел, других фракций, чтобы получить битумы с оговоренными свойствами. Такой метод универсален.
Выделяют также жидкие битумы, получаемые разжижением твердых. В смеси добавляют мазут, высокосмолистую нефть. Жидкие субстанции чаще применяют для пропитки.
Элементарный и компонентный состав
Элементарная формула искусственного битума ничем не отличается от природного – они являются нефтяными продуктами, хотя и производится по разным схемам.
Компонентный состав тоже близок. Однако возможность варьировать содержание разных составляющих в искусственном битуме делает некоторые составляющие более значимыми.
- Масла – самая легкая фракция. Чем больше доля масла, тем более эластичным и вязким получается битум и тем более низкая у него температура размягчения. При этом масло – моно-, би-, полициклическое – по-разному влияет на качество смеси.
- Парафинонафтеновые углеводороды – основной пластификатор. Больше всего на свойства влияют твердые парафины, их в смеси должно быть не более 3–6%. При повышении доли снижаются структурно-механические характеристики.
- Ароматические углеводороды – обычно их немного, так что на свойства они не влияют.
- Смолы – главный структурный элемент. Нередко содержат до 10% серы и до 25% азота.
- Асфальтные кислоты – при плавлении материала они разлагаются, но не переходят в жидкое состояние. Под действием солнечных лучей становятся нерастворимыми. Это и обеспечивает старение битумных покрытий.
Наиболее интересен с точки зрения состава компаундный битум, так как при его получении есть возможность добавлять модификатор, изменяя его характеристики.
Искусственный битум применяют в тех же работах, что и природный.
Маркировка и расшифровка материала
При маркировке продукта указывают следующее.
- 2 или 3 литеры в начале обозначают применение материала. БН – битум нефтяной, указывает на строительную модификацию. БНК – кровельную, БНД – дорожную.
- Цифры, следующие за аббревиатурой и написанные через косую черту, указывают на пенетрацию. Это глубина проникновения иглы материала на 0,1 мм при +25°С и при 0°С. Показатель демонстрирует, насколько изменяется твердость и упругость материала под действием температуры.
Иногда в маркировке появляются дополнительные литеры. Они обозначают добавки, которые влияют на свойства битума.
Технология нанесения
Жидкий битум часто выступает обмазочной гидроизоляцией. Технология включает некоторые особенности.
- Бетонную поверхность перед обмазкой нужно очистить, освободить от раковин с пузырьками, удалить острые выступы и вмятины в местах стыков опалубки. Используют для этого мелкозернистые цементные составы или сухие строительные смеси.
- Высушивают поверхность. Допускается влажность не более 4%.
- Рекомендуется обработать поверхность битумным праймером (марки БН70/30, БН 90/10). Наносят грунтовку в 1 слой. На участках, где примыкает цементно-песчаный раствор, в 2 слоя.
- Битумную мастику укладывают с увлажняющей стороны. Наносят ее полосами – шпателем, валиком, наливом. Слой должен быть одинаковым по толщине и сплошным.
- Накладывают мастику снизу вверх. Это важно.
- Следующий слой битума наносят после полного отвердения и высыхания предыдущего.
Слой считается высохшим, если при прикладывании ватного тампона на нем не остается следов.
Транспортировка и хранение
Хранят битумные смеси в цилиндрических сосудах. Последние могут располагаться вертикально и горизонтально. Если продукт хранится долго, емкости оснащаются системами подогрева. Предпочтение отдается горизонтальным вариантам, так как здесь испарение влаги приводит к появлению на поверхности массы корки, препятствующей дальнейшему испарению.
Если битумная смесь хранится неподвижно, ее свойства не изменяются. При циркуляции при подаче к трубопроводу из-за окисления качества изменяются.
Перевозят битум в специальных автомобильных и железнодорожных резервуарах. Материал огнеопасен, так что емкости должны точно соответствовать требованиям ГОСТ.