Надежный и высокопрочный вариант крепления – болт. Его главный элемент – гайка. Предназначено приспособление только для соединения деталей. Для крепления на поверхность не используется. Болт стягивает скрепляемые элементы и обеспечивает максимально плотную стыковку.
Что такое болт
Болт – резьбовая деталь. Имеет вид цилиндрического стержня с головкой. Часть стержня покрыта резьбой. Конец не заостренный, а плоский. Нарезать резьбу крепеж не может, поэтому в соединяемых деталях проделывают отверстие.
В двух соединяемых элементах высверливают отверстия равные диаметру болта или чуть меньше. Крепеж вставляют в оба отверстия. Затем на резьбу навинчивают гайку и стягивают обе детали. То есть фиксация выполняется только при участии двух элементов крепежа – болта и гайки.
Удержание осуществляется за счет сил стягивания и благодаря силам трения от затяжки болта. Если длина тела большая, часть нагрузки приходится на стержень. В этом случае важно с большой точностью выполнить отверстие. Поскольку нагрузка на гайку здесь становится очень большой, под головку болта и под гайку нередко подкладывают шайбу.
Параметры крепежа – марка стали, покрытие, размеры, технические характеристики – регламентируются соответствующим ГОСТом. Модели с потайной головкой выполняются по ГОСТ 7785-81, 7786-81, рым-болты – по ГОСТ 4571-73.
Сфера применения
Болтовые соединения очень прочны. Размеры самого крепежа могут быть вполне скромными. Это обеспечивает широкое применение болтов.
Крепеж классифицируют по назначению следующим образом.
- Мебельные – черные и оцинкованные болты, короткие и длинные. Применяются для сборки мебели, а также в строительных и ремонтных работах любого вида. Крепеж универсален, поэтому одинаково успешно применяется для стыковки металлических и деревянных конструкций. Изготавливаются элементы со стандартным классом прочности – от 3.6 до 5.8.
- Лемешные – массивный вариант, используемый для крепления навесного сельскохозяйственного оборудования: плугов, лемехов, веялок, сепараторов и прочего. Такие модели отличаются высокой стойкостью к вибрационным нагрузкам – до класса прочности в 8.8.
- Дорожные – на такие болты собираются ограждения, коммуникационные линии, а также специальные металлоконструкции, эксплуатируемые на улице. Изготавливают дорожный крепеж из оцинкованной или оксидированной стали, так как он должен быть устойчив к атмосферному явлению и действию химически агрессивных веществ.
- Машиностроительные – применяются для соединения деталей и элементов в машиностроении, автомобилестроении, приборостроении и строительных работах. Класс прочности – от 3.6 до 12.9.
- Строительные – так называют крепеж высокой прочности – до 12.9, массивный и сложный в изготовлении. Предназначен для скрепления очень тяжелых конструкций – перекрытий и железобетонных стен к стальным балкам и колоннам. Сюда же относят анкеры со шляпками в виде калибровочных стержней, стад-болты, арматурные стержни периодического профиля для приваривания одним концом.
Болты выполняются из специально разработанных материалов. Модели, используемые в тепловом машиностроении, выполняются из жаростойкой стали, а обычные мебельные – из углеродистой.
Разновидности болтов
Виды болтов весьма разнообразны. Материал изготовления, конфигурация головки, класс прочности – все это определяет область применения и особенности работы с крепежом.
По типу резьбы
Различают несколько разновидностей.
- Метрическая – дистанция между витками измеряется в миллиметрах. Шаг одинаковый, форма пазов образует треугольник. Различают модели с крупным и мелким шагом.
- Дюймовая – отличается лишь тем, что шаг измеряется в дюймах. Это удобно при соединении труб с дюймовой резьбой.
- Трапециевидная – пазы формируют трапецию. Такое соотношение улучшает сцепление и увеличивает силу трения. Соединение оказывается более прочным.
- Упорная – пазы в сечении образуют прямоугольник. Болт создает очень высокое трение, поэтому такой вариант сцепления считают самым надежным.
- Прямоугольная – применяется, когда на соединение действует высокая нагрузка.
В быту используют обычные модели с метрической или дюймовой рябой.
По типу головки
Форма головки подбирается в соответствии с назначением. Существует следующие варианты.
- Универсальная – шестигранная головка под ключ.
- Крепежное кольцо вместо головки – разработка для рым-болтов.
- Потайная плоская – при вкручивании крепеж погружается в материал так, что головка оказывается на одном уровне с поверхностью. Такое соединение мало заметно.
- Полукруглая головка – также малозаметна, но удобнее при выкручивании, поскольку ее проще зацепить инструментом.
- Со шлицами – такие модели закручиваются и вывинчиваются с помощью отвертки.
Для ремонтных и строительных работ удобнее всего применять болты с шестигранной головкой.
Размеры и диаметры
Основные размеры болтов описаны ГОСТ 7805-70 (для метрической резьбы). Различают изделия по величине диаметра. Например, болт М16 имеет диаметр стержня в 16 мм, а его длина колеблется от 55 до 160 мм.
Проще всего найти габариты в соответствующей таблице в справочнике.