Одна из характеристик климатического оборудования — тип используемого хладагента. Существует около 40 типов устойчивых соединений, предназначенных для холодильных систем. Фреон R22 — популярный вариант заправки бытовых сплит-систем. Состав отлично справляется с функцией переноса тепла, обеспечивает высокую холодопроизводительность кондиционеров. Безопасный для потребителей хладон R22 разрушает озоновый слой атмосферы.
Что такое фреон R22

Хладагент может заправляться в бытовые и промышленные климатические установки. Он совместим с минеральными и алкилбензольными маслами. Фреон R22 отличается небольшим содержанием хлора, его потенциал разрушения озона ODP=0,05, глобального потепления GWP = 1700. Вещество является переходным хладагентом, заменяющим R12 во всех сферах применения. Его производительность по холоду выше на 60%.
Хладагент подходит для систем охлаждения с низкими температурами, имеющих компрессоры поршневого и винтового типа:
- бытовые, промышленные и автомобильные кондиционеры;
- холодильные установки, с том числе автомобильные и морские;
- криогенное оборудование.
Дифторхлорметан используется как низкотемпературный пропиллент в аэрозольных баллонах, преобразователь пенопластов и компонент получения фтормономеров. Хладон R22 применяется в холодильных машинах I и II ступени для получения температуры -40° и -60°C соответственно. Является компонентом смеси холодильных агентов.
Запрещено соединение хладона R12 и R22, так как образуется опасный азеотропный состав.
Распространенный вариант реализации газа — металлический баллон с вентилем и предохранительным клапаном.
Воздействие на озоновый слой

Преимущества хладагента:
- Фреон R22 стабилен, нетоксичен и взрывобезопасен.
- Низкая температура нагнетания при сжатии в компрессоре предотвращает перегревание механизма.
- У хладагента отличные теплофизические и термодинамические характеристики.
- Химическая инертность к большинству конструкционных материалов (медь, латунь, никель, сталь).
- Хладон 22 предлагается по доступной стоимости, дешевле аналога R407c.
- В составе один компонент, что упрощает дозаправку кондиционеров в случае утечки.
- Отсутствие температурного глайда не изменяет состав вещества в жидкой и газовой фазе.
Основные характеристики и особенности
Бесцветный газ стабилен при нормальной температуре, не горит, инертен к металлам. При взаимодействии с пластиком и эластомера приводит к разбуханию. Обладает слабым запахом хлороформа. Запрещен контакт с фторосодержащим каучуком. Хладагент плохо растворяется в воде, проникает через неплотные поверхности.
Допустимая концентрация хладона в воздухе — 3000 мг/куб. м.
Химическая формула фреона R22: CHCLF2, встречается обозначение HCFC 22. По уровню воздействия на организм он относится к 4 классу опасности.
Таблица характеристик фреона R22
| Характеристики | Единицы измерения | R22 |
| Молекулярная масса | 86,5 | |
| Температура кипения | °C | -40,8 |
| Критическая температура | °C | 96,13 |
| Критическое давление | МПа | 4,986 |
| Температурный дрейф | °К | 0 |
| Давление пара при 25°C | МПа | 1,04 |
| Воспламеняемость на воздухе | Не воспламеняется | |
| Температура плавления | °C | -146 |
| Озоноразрушающий потенциал | 0,05 | |
| Класс безопасности ASHRAE | A1 |
При контакте с открытым огнем или раскаленными материалами (температура 330°C) разлагается на токсичные составляющие. Баллоны с газом хранят в сухих помещениях без возможности нагревания солнечными лучами или отопительными приборами. Разрешены к перевозке любым видом транспорта.
С 1987 года начался планомерный переход к использованию безопасных хладагентов. Промышленно развитые страны решили отказаться от применения озоноразрушающего фреона R22. Его альтернативой стал хладон R407c. После полного запрета хлорсодержащего хладагента сервисные центры не прекратят обслуживание и дозаправку реализованной техники.
Заправка кондиционера фреоном r22

- слабый обдув холодным воздухом;
- появление инея на теплообменнике внутреннего блока;
- неровная работа компрессора;
- обмерзание жидкостного порта;
- аварийное отключение.
В такой ситуации необходима дозаправка фреоном R22 охлаждающей системы. Для выполнения процедуры требуется вакуумный насос, манометр, электронные весы, коммуникационные трубки. Оборудование должно быть предназначено для работы с маркой хладона 22.
Манометрический коллектор для R410a нельзя использовать из-за различного типа масла.
Подготовительные мероприятия:
- Проверка герметичности системы путем нагнетания высокого давления. Специальной пенящейся жидкостью смазывают места соединений блоков с трубопроводом и паяные участки. Если выявлена утечка, ее устраняют до начала дозаправки.
- Удаление воздуха из устройства с помощью вакуума. К газовому штуцеру прикручивают манометр и шланг насоса. Вакуумный агрегат включают на 10-20 минут для полного удаления воздуха и влаги. Насос отключают при показателе давления -1 Бар. В некоторых случая процедуру заменяют продувкой системы газом — азотом или фреоном.
Заправка выполняется с контролем давления или веса. В первом случае к переходнику между газовым баллоном и кондиционером подключается манометр. Допустимое давление хладона указывается в инструкции и характеристиках климатической техники. Газ частями подается в систему, периодически сравниваются показания манометра и рекомендованные данные.
Полную заправку сплит-системы осуществляют, контролируя вес фреона. При взвешивании баллона на электронных весах определяют количество газа, перешедшего в оборудование. Предварительно емкость переворачивают дном вверх. В рекомендациях по дозаправке указано, сколько хладагента приходится на 1 м трассы. По окончанию процедуры закрываются вентили на сервисных портах. Оборудование снимается и устанавливаются заглушки. Выполняется тестирование работоспособности сплит-системы.








