Правила дозаправки фреоном R22 и его температура кипения

Одна из характеристик климатического оборудования – тип используемого хладагента. Существует около 40 типов устойчивых соединений, предназначенных для холодильных систем. Фреон R22 – популярный вариант заправки бытовых сплит-систем. Состав отлично справляется с функцией переноса тепла, обеспечивает высокую холодопроизводительность кондиционеров. Безопасный для потребителей хладон R22 разрушает озоновый слой атмосферы.

Что такое фреон R22

Дифторхлорметан или хладагент R22 до недавнего времени использовался как рабочее тело в 90% кондиционеров. Благодаря физическим характеристикам он является отличным холодильным агентом. Внутри систем фреон изменяет свое агрегатное состояние, отбирая тепло и вырабатывая холод. Для выполнения функций хладагента вещество должно иметь низкую температуру кипения, а также возникающее при этом давление конденсации и объем пара. Фреон R22 соответствует требованиям, его температура кипения -40,8°C, а давление 4,986 МПа.

Хладагент может заправляться в бытовые и промышленные климатические установки. Он совместим с минеральными и алкилбензольными маслами. Фреон R22 отличается небольшим содержанием хлора, его потенциал разрушения озона ODP=0,05, глобального потепления GWP = 1700. Вещество является переходным хладагентом, заменяющим R12 во всех сферах применения. Его производительность по холоду выше на 60%.

Хладагент подходит для систем охлаждения с низкими температурами, имеющих компрессоры поршневого и винтового типа:

  • бытовые, промышленные и автомобильные кондиционеры;
  • холодильные установки, с том числе автомобильные и морские;
  • криогенное оборудование.

Дифторхлорметан используется как низкотемпературный пропиллент в аэрозольных баллонах, преобразователь пенопластов и компонент получения фтормономеров. Хладон R22 применяется в холодильных машинах I и II ступени для получения температуры -40° и -60°C соответственно. Является компонентом смеси холодильных агентов.

Запрещено соединение хладона R12 и R22, так как образуется опасный азеотропный состав.

Распространенный вариант реализации газа – металлический баллон с вентилем и предохранительным клапаном.

Воздействие на озоновый слой

Влияние хладона на слой озона в 20 раз меньше, применяемых ранее фреонов R11 и R12. Газ относится к группе хлорфторуглеводороды (HCFC). Хладагенты оказывают вредное воздействие на озоновый слой, усиливают парниковый эффект. После использования в климатическом оборудовании, аэрозолях, холодильниках они попадают в атмосферу. Под действием солнечного ультрафиолета разлагаются. Свободные компоненты фреонов вступают в реакцию с озоном, провоцируя его распад. По Монреальскому протоколу ООН производство и использование хладонов HCFC сокращается и постепенно прекращается. Китай не присоединился к мировому соглашению, холодильная техника и кондиционеры, изготовленные в стране, работают на фреоне R22.

Преимущества хладагента:

  • Фреон R22 стабилен, нетоксичен и взрывобезопасен.
  • Низкая температура нагнетания при сжатии в компрессоре предотвращает перегревание механизма.
  • У хладагента отличные теплофизические и термодинамические характеристики.
  • Химическая инертность к большинству конструкционных материалов (медь, латунь, никель, сталь).
  • Хладон 22 предлагается по доступной стоимости, дешевле аналога R407c.
  • В составе один компонент, что упрощает дозаправку кондиционеров в случае утечки.
  • Отсутствие температурного глайда не изменяет состав вещества в жидкой и газовой фазе.

Основные характеристики и особенности

Бесцветный газ стабилен при нормальной температуре, не горит, инертен к металлам. При взаимодействии с пластиком и эластомера приводит к разбуханию. Обладает слабым запахом хлороформа. Запрещен контакт с фторосодержащим каучуком. Хладагент плохо растворяется в воде, проникает через неплотные поверхности.

Допустимая концентрация хладона в воздухе – 3000 мг/куб. м.

Химическая формула фреона R22: CHCLF2, встречается обозначение HCFC 22. По уровню воздействия на организм он относится к 4 классу опасности.

Таблица характеристик фреона R22

 Характеристики Единицы измерения

 R22

Молекулярная масса 86,5
Температура кипения °C -40,8
Критическая температура °C 96,13
Критическое давление МПа 4,986
Температурный дрейф °К 0
Давление пара при 25°C МПа 1,04
Воспламеняемость на воздухе Не воспламеняется
Температура плавления °C -146
Озоноразрушающий потенциал 0,05
Класс безопасности ASHRAE A1

При контакте с открытым огнем или раскаленными материалами (температура 330°C) разлагается на токсичные составляющие. Баллоны с газом хранят в сухих помещениях без возможности нагревания солнечными лучами или отопительными приборами. Разрешены к перевозке любым видом транспорта.

С 1987 года начался планомерный переход к использованию безопасных хладагентов. Промышленно развитые страны решили отказаться от применения озоноразрушающего фреона R22. Его альтернативой стал хладон R407c. После полного запрета хлорсодержащего хладагента сервисные центры не прекратят обслуживание и дозаправку реализованной техники.

Заправка кондиционера фреоном r22

При длительной эксплуатации кондиционера или в случае утечки хладагента оборудование теряет мощность. Признаки недостаточного объема фреона:

  • слабый обдув холодным воздухом;
  • появление инея на теплообменнике внутреннего блока;
  • неровная работа компрессора;
  • обмерзание жидкостного порта;
  • аварийное отключение.

В такой ситуации необходима дозаправка фреоном R22 охлаждающей системы. Для выполнения процедуры требуется вакуумный насос, манометр, электронные весы, коммуникационные трубки. Оборудование должно быть предназначено для работы с маркой хладона 22.

Манометрический коллектор для R410a нельзя использовать из-за различного типа масла.

Подготовительные мероприятия:

  1. Проверка герметичности системы путем нагнетания высокого давления. Специальной пенящейся жидкостью смазывают места соединений блоков с трубопроводом и паяные участки. Если выявлена утечка, ее устраняют до начала дозаправки.
  2. Удаление воздуха из устройства с помощью вакуума. К газовому штуцеру прикручивают манометр и шланг насоса. Вакуумный агрегат включают на 10-20 минут для полного удаления воздуха и влаги. Насос отключают при показателе давления -1 Бар. В некоторых случая процедуру заменяют продувкой системы газом – азотом или фреоном.

Заправка выполняется с контролем давления или веса. В первом случае к переходнику между газовым баллоном и кондиционером подключается манометр. Допустимое давление хладона указывается в инструкции и характеристиках климатической техники. Газ частями подается в систему, периодически сравниваются показания манометра и рекомендованные данные.

Полную заправку сплит-системы осуществляют, контролируя вес фреона. При взвешивании баллона на электронных весах определяют количество газа, перешедшего в оборудование. Предварительно емкость переворачивают дном вверх. В рекомендациях по дозаправке указано, сколько хладагента приходится на 1 м трассы. По окончанию процедуры закрываются вентили на сервисных портах. Оборудование снимается и устанавливаются заглушки. Выполняется тестирование работоспособности сплит-системы.