Обшивка гаража профлистом самостоятельно: пошаговая инструкция

Грамотно спроектированный гараж из профнастила можно использовать помимо его прямого предназначения в качестве мастерской, склада, овощехранилища и даже места для проведения досуга. Кроме чисто защитных функций, металлический гараж имеет презентабельный внешний вид, отлично вписываясь в любой ландшафт.

Особенности материала

Профилированный лист — облицовочный стеновой или кровельный строительный материал

Металлопрофиль (профлист, профнастил) представляет собой пластину, которой методом прессовки придается форма волны с ребрами полукруглого, прямоугольного или трапециевидного сечения. На штампованное изделие наносится цинковое или полимерное покрытие, обеспечивающее защиту от влаги и коррозии. Чтобы построить гараж из профлиста своими руками, применяют панели шириной 120 см и длиной 250-300 см. Для возведения двухэтажного здания выбираются полосы длиной 500-600 см.

Отделка гаража снаружи профлистом может производиться материалами такого типа:

  • Заборный (стеновой). Полосы средней прочности, в основном использующиеся для отделки. Высота ребра 20-44 мм.
  • Кровельный. Более крепкое изделие, оснащенное дополнительными канавками для стока воды. Высота ребра 44-57 мм. Применение универсальное, от стен до кровли.
  • Несущий. Наиболее прочная разновидность, которая может использоваться в качестве несъемной опалубки при обустройстве перекрытий. Размер волны 58-80 мм.

Как разновидность материала можно рассматривать отделочный профиль с волной до 3 мм. Применяется в декоративных целях поверх твердого и сплошного основания.

Планируя построить гараж из профнастила своими рукам, следует принимать во внимание целевое предназначение изделий, изготовленных по различной технологии с использованием определенных материалов.

В продаже представлены такие группы товара:

  • Оцинкованная сталь.
  • Сплав с добавлением хрома и никеля.
  • Медные листы с напылением и без.
  • Алюминиевые панели.

Планируя гараж из профлиста, целесообразно композиции из цветных металлов пустить на крышу и внутреннюю отделку, а более прочные стальные пластины использовать для обшивки каркаса.

Достоинства и недостатки гаража из профнастила

Гараж из металлопрофиля имеет презентабельный вид

Как и любое сооружение, гараж обшитый профнастилом имеет присущие применяемому материалу и технологии сильные и слабые стороны.

Достоинства сооружения:

  • Доступная стоимость. Сырье стоит недорого, а массовое производство хорошо налажено.
  • Широкий ассортимент продукции. В продаже представлены модели с матовой и глянцевой фактурой, различными по формам ребрами жесткости и толщиной металла.
  • Презентабельный внешний вид. Сооружение смотрится добротно и красиво даже с отделкой среднего ценового диапазона.
  • Простота монтажа. Листы сразу готовы к работе, их не нужно красить или цинковать. При правильном планировании даже не надо резать.
  • Долговечность. Стальные изделия служат до 25 лет, а листы из цветного металла могут эксплуатироваться 100 лет и более.
  • Огнеупорность. Профлист выдерживает 30-60 минут открытого пламени.

Решив сделать гараж из профлиста своими руками, следует ознакомиться с присущими этой конструкции недостатками:

  • Тонкий слой защитного покрытия, которое легко повредить. Очень скоро в таких местах появляется ржавчина.
  • Ограниченная прочность. Даже толстый лист не является надежной преградой от злоумышленников. А если обшивать остов саморезами, можно остаться без отделки, так как метизы без труда откручиваются аккумуляторным шуруповертом.
  • Высокая теплопроводность. Металл быстро охлаждается и нагревается. Возникает сырость и образуется конденсат.

Отрицательные моменты есть, но каждый из них имеет свои пути полного или частичного решения.

Подготовительный этап

Проект гаража

Строительство гаража начинается с планирования. Изначально нужно продумать место, где он будет расположен. Оптимальный вариант, чтобы строение находилось недалеко от въездных ворот, но и поближе к дому. Следует избегать неудобных и протяженных подъездных путей с множеством поворотов. Также нецелесообразно выбирать низины, где строение может быть затоплено.

В соответствии со СНиП установлены следующие нормы расположения гаража от других объектов:

  • забор — 1 м;
  • жилой дом — 6 м;
  • водяная скважина (колодец) — 15 м;
  • подземные и воздушные коммуникации — 3 м.

После определения места строительства следует определиться с его размерами и конфигурацией. Варианты могут быть на одну или две машины, с надстройкой или без.

Проект гаража на 1 машину

Следующим этапом будет составление проекта, где на чертежах нужно отразить такую информацию:

  • фундамент;
  • пол;
  • стены;
  • ворота;
  • перекрытие;
  • крыша;
  • вентиляция;
  • водопровод и канализация;
  • ящики и коробки для запчастей, инструментов и специальных жидкостей;
  • электрическая схема.

Оптимальными для одного легкового автомобиля считаются размеры гаража:

  • длина — 600 см;
  • ширина — 400 см;
  • высота — 250 см.

На основании составленной документации составляется смета и расчет необходимого имущества.

Для строительства гаража из профлиста понадобится сварочный аппарат

Чтобы сделать гараж своими руками из профтрубы и профлиста потребуются такие инструменты:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • рулетка;
  • уровень;
  • лопата;
  • гаечные ключи;
  • заклепочник;
  • дрель.

При обустройстве заглубленного ленточного или плитного фундамента целесообразно купить или взять в аренду бетономешалку.

Чтобы построить каркасный гараж, необходимо подготовить материалы:

  • ингредиенты для бетона (песок, щебень, цемент);
  • профилированные трубы для стоек 80х40 толщиной 3 мм и для обвязки 60х40 мм;
  • профилированный лист для стен, кровли и внутренней обшивки;
  • саморезы с буром;
  • акриловая краска для заделки кромок, срезов и отверстий;
  • арматура и вязальная проволока.

Если нет опыта работы со сваркой, каркас можно сделать деревянный. Для стоек берется брус 80х80, для перемычек и стропил — 40х40 мм.

Заливка фундамента

Опалубка для фундамента гаража

Изготовление фундамента дело долгое и трудоемкое, выполнять это мероприятие следует с помощником. Вызов мастеров обойдется в немалую сумму, поэтому лучше сэкономить.

Последовательность работы:

  1. Провести разметку, снять верхний слой грунта, вырыть котлован.
  2. Уложить на дно ямы рубероид, плотный целлофан или геотекстильное полотно.
  3. Насыпать подушку из песка и щебня общей толщиной 30-40 см. Смочить смесь водой, выровнять и утрамбовать.
  4. Смонтировать и крепко закрепить опалубку.
  5. Изготовить усиление из арматуры. Пруты следует связывать, так как сварка ослабляет металл и вызывает его коррозию.
  6. Замешать и залить в форму бетон. Делать это нужно непрерывно. Лучший вариант, когда один работник готовит раствор, а второй проводит его выравнивание в опалубке.
  7. В мокрый бетон погрузить закладные и трубы для коммуникаций.

Готовый фундамент должен набирать прочность на протяжении 14-28 дней в зависимости от температуры воздуха. На протяжении всего этого периода его нужно периодически поливать водой и держать под пленкой.

Изготовление каркаса

Каркас из профильной трубы

Установку каркаса можно проводить поочередным креплением профилей или путем соединения заранее сваренных рам. Во втором случае возможны ошибки и неточности, поэтому специалисты рекомендуют сборку делать поэтапно.

Последовательность действий следующая:

  1. Закрепить на направляющих звенья нижней обвязки. После точной подгонки сварить их по углам.
  2. Выставить вертикальные опоры. Сначала их нужно выровнять и прихватить точечной сваркой. После проверки верности действий сделать окончательный шов. Стойки лучше устанавливать с интервалом 115 см, чтобы на них приходились стыки профилированных листов.
  3. Сделать верхнюю обвязку. Если одного профиля не хватает, то стыковку делать на одной из опор.
  4. Закрепить поперечины. Оптимальным расстоянием между ними является 50 см. Так будет обеспечена достаточная жесткость облицовки.
  5. Заделать торцы. Лучше их заварить, так как пластиковые заглушки служат недолго.
  6. Изготовить створки для ворот, если выбрана распашная система.

В заключение металл надо очистить от ржавчины и окалины, после чего обработать грунтовкой и покрасить.

Монтаж профлиста

Вытяжные заклепки для профлиста

Как уже упоминалось, не следует прикручивать пластины саморезами, если только строительство не ведется в охраняемой зоне. В остальных случаях лучше использовать заклепки.

Последовательность монтажа панелей:

  1. Закрепить угловые и стартовые профили.
  2. Просверлить по краям листов отверстия, закрасить их защитным составом.
  3. Перенести проекцию отверстий на профили остова, сделать в них соответствующие заклепкам отверстия.
  4. Наложить панель на основание, начиная сверху приклепать ее к трубам.
  5. Последовательно сделать первый ряд с накладкой на одну волну, затем дойти до предпоследнего.
  6. Крайний ряд подрезать по высоте, закрасить торцы и прикрепить.
  7. Аналогично закрыть остальные стены и фронтон.

Когда все пластины будут установлены, проверить правильность работы и закрыть их верхней торцевой планкой. Для улучшения внешнего вида покрытия заклепки можно закрасить подходящим цветом.

Устройство крыши

Для гаража из профлиста целесообразно сделать односкатную крышу

Если гараж не планируется обустраивать мансардой или рабочим чердаком, целесообразно сделать на нем односкатную крышу. Это просто, быстро, недорого, но практично. Стропильную систему можно не возводить, а на этапе создания остова поднять выше фронтальную перекладину верхней обвязки.

Останется — сделать обрешетку и аналогичным со стенами способом уложить кровельное покрытие.

Угол уклона следует установить в пределах 30 градусов. По такой крыше будет свободно сходить снег и ее не сорвет сильным порывом ветра.