Самостоятельное изготовление откатных ворот — порядок действий

Откатные ворота компактно размещаются в ограждении участка, конструкция не требует места перед ней для открывания створок. Полотно движется на роликовых опорах вдоль забора, при этом человек не применяет больших усилий. Владельцы домов делают откатные ворота своими руками, чтобы сэкономить средства. Конструкция защищает территорию от проникновения независимо от механического или автоматического открывания.

Общие сведения об откатных воротах

Откатные ворота могут открываться механическим и автоматическим способом

Организуют проезд с помощью металлического каркаса с декоративной вставкой или зашивкой. В фундаменте ставят две опорных балки, на них заводят конструкцию ворот с профильным прогоном (несущим) внизу рамы.

Колесики полностью скрываются в нижнем швеллере, поэтому изделие смотрится аккуратно изнутри и с лицевого бока. Полотно движется в сторону влево или вправо вдоль ограды. Есть конструкция раздвижных ворот, когда присутствуют 2 полотна, разъезжающиеся в стороны от центра.

Способы открывания:

  • механический — хозяин отодвигает створку вручную;
  • автоматический или электрический — на конструкции стоит электропривод, полотном управляют кнопкой на базовой станции или пультом.

Есть системы с установкой верхних роликов. Створка передвигается по консольному прогону, который расположен над проемом. Недостаток схемы в ограничении высоты проезжающего транспорта.

Принцип устройства конструкции

Условно полотно делят на видимую с улицы часть (щит) и вспомогательную, что удерживает ворота в закрытом состоянии (хвостовик). Полотно фиксируют к прокатному прогону специальной формы. Делают конструкцию с нижними роликами, верхними или двумя роликовыми опорами сразу. В систему входят уловители, которые крепят к колонне или столбу.

Роликовые тележки надежно закрепляют сваркой или болтами на силовой балке, забетонированной в приямке. В полотне можно разместить калитку или предусматривают ее отдельно в едином стиле с воротами. Хвостовик выполняют прямоугольным или треугольным. Первый вид зашивают аналогично видимому полотну, поэтому створка смотрится цельным прямоугольником.

Такую форму применяют для широких ворот с проемом 4 м. Чертеж откатных ворот с прямоугольным хвостовиком предусматривает установку двойного набора поддерживающих колес сверху.

Достоинства и недостатки откатных ворот

Откатные ворота без проблем открываются зимой

Выездные конструкции устойчивые, т. к. нет горизонтальных и вертикальных петель, на которые рассчитана нагрузка. Масса полотна передается на фундамент, поэтому надежность не снижается со временем, независимо от негативных факторов.

Другие преимущества:

  • компактное открывание;
  • независимость от снеговых заносов;
  • удобство передвижения и бесшумность;
  • обслуживание широких проемов;
  • возможность применения любой зашивки внутри;
  • несложное обслуживание при эксплуатации.

Минусы в том, что широкие и высокие полотна имеют высокую парусность, поэтому конструкцию делают с запасом прочности. Достигается это обустройством мощного основания и монтажом силовой рамы. Недостаток прочности этих конструкций снижает надежность выдвижных ворот.

Если допущены ошибки в расчетах, створка провиснет или перекосится.

Для отодвигания полотна вдоль забора внутри потребуется 5 – 8 метров свободного пространства без предметов, построек и насаждений.

Чертежи и схемы

На чертеже следует обозначить размеры всех элементов

В интернете есть много пошаговых инструкций с чертежами для откатных ворот, изготовленных своими руками, но лучше выполнить индивидуальную схему, применимую к конкретным условиям, материалу, пролету.

Сведения, указываемые в чертежах и схемах:

  • эскиз расположения столбов, фундамента, створок с привязкой по ширине, высоте;
  • укрупненные узлы стыков и соединений;
  • размеры всех конструктивных элементов;
  • отметки земли, края основания, стоек, верха полотна;
  • материалы всех деталей, стоек, рельсов, полотен.

С помощью схемы можно в любой момент сборки уточнить расположение и соотношение элементов, соотнести их размеры, посмотреть, как делать стык. Размеры на чертеже помогают просчитать объем материалов для изготовления ворот, составить поочередный список работ.

Стандартные размеры

Ширине проезда придают большое значение, поэтому расчеты выполняют правильно, чтобы избежать перекосов и не тратить средств на приобретение лишних стройматериалов. Оптимальная ширина не слишком отличается от размера пролета, который они должны закрывать. Например, если ширина 4 м, к этому параметру добавляют еще 200 мм. Для создания противовеса добавляют 1,5 – 1,6 длины пролета.

Популярными являются размеры: 3,0; 3,5; 4,0; 5,0 и 6,0 метров. Максимальная ширина проезда, которая была изготовлена, достигает 12 метров. По высоте нет особых ограничений, но следует учитывать вес конструкции. Масса створки влияет на выбор автоматики, чем мощнее приспособление, тем выше его цена.

Вес воротного полотна на пролете 6 м составляет около 600 кг, показатель колеблется в зависимости от материала. Минимальная масса откатной створки проема 4 м будет в диапазоне 300 – 400 кг. Такие показатели учитывают при выборе мощности роликов, автоматических приспособлений.

Нюансы проектирования

Начинают планирование с подбора подходящей конструкции.

Есть несколько типов откатных систем:

  • подвесная;
  • консольная;
  • выездная.

Первая разновидность самая простая, при этом над пролетом ставят направляющую балку с колесами для передвижения полотна. Такой тип схемы распространения не получил из-за ограничения высоты.

В выездных моделях воротные ролики ездят по швеллеру на земле. Схема надежная, но предполагает регулярную чистку колеи от снега, мусора, наледи.

В консольной системе направляющая крепится на каркасе так, что не ограничивает размер по высоте в пролете, а створка передвигается над землей. Ролики располагают в профиле, который закреплен на самой створке внутри. Для зашивки проектируют профнастил, металл, дерево.

Выбор материалов для откатных ворот

Ворота защищают внутреннее пространство двора от посягательств, поэтому материал зашивки должен выдерживать удары и другие нагрузки. Каркас полотен делают из металлической трубы, из аналогичного материала выполняют подкосы и диагонали створки. Для заполнения используют металл не меньше 2 мм толщиной или ставят профилированные листы с цинковым покрытием или окрашенные поливиниловыми составами.

Из фурнитуры потребуется:

  • профиль для направляющей балки;
  • ролики;
  • каретка для колесиков;
  • улавливатели;
  • концевой ролик;
  • захватное приспособление;
  • заглушка;
  • комплект автоматического управления.

Заполнением могут служить деревянные щиты, сэндвич-панели. В качестве роликового прогона используют швеллер, тавр, двутавр, уголки.

Необходимые инструменты для работы

Инструменты для установки откатных ворот

Приспособления для изготовления и установки металлоконструкций есть почти у всех, кто занимается строительными работами, в ином случае их берут в аренду.

Комплект инструмента:

  • лом, лопаты штыковые и совковые, кельма, ведра, носилки;
  • болгарка с кругом по стали и зачистным диском;
  • бетономешалка;
  • сварка и к ней расходные материалы;
  • шуруповерт, дрель;
  • лестница-стремянка;
  • уровень, отвес, строительный угольник, рулетка от 5 м;
  • молоток, плоскогубцы, керн.

Шанцевый инструмент нужен для подготовки ямы под фундамент, траншеи под укладку электропроводки. Им засыпают цемент, песок и щебень в бетономешалку.

В каждом конкретном случае список приспособлений может быть увеличен. Например, если в земле будут корни кустов или деревьев, дополнительно понадобится топор.

Инструкция по самостоятельному изготовлению

Конструкции, как и этапы, могут отличаться, поэтому рекомендации согласовывают для конкретных условий.

Основные фазы проведения работ:

  • проектирование, составление чертежей, схем;
  • подсчет и приобретение материалов;
  • земляные работы;
  • бетонирование;
  • сварка консольной системы и каркаса;
  • сборка полотна ворот, зачистка швов;
  • установка готовых ворот и навеска фурнитуры;
  • монтаж автоматики.

Все работы по сборке раздвижных ворот на роликах можно делать собственноручно, кроме сварки деталей. При выборе длины полотна учитывают, что маленький хвостовик приведет к падению одной стороны полотна в открытом состоянии. Утяжелять эту часть грузами нецелесообразно. Если между каретками сделать большое расстояние, нагрузка на колеса возрастет, направлявшие деформируются или могут разогнуться их полки.

Установка столбов

Сечение столбов выбирают в соответствии с весом ворот. Отдельно учитывают массу отделочного материала, вес фурнитуры и автоматики. Если получается большое значение, делают два полотна.

Ямы под стойки роют на глубину 1 – 1,2 м, но учитывают глубину промерзания почвы. При копке осыпаются стенки, поэтому делают опалубку из любых досок. На дне укладывают щебеночную подсыпку, проливают ее водой. Одновременно подводят и прокладывают провода для автоматики, их прячут в водопроводной трубе на глубине 60 – 80 см. Верхний торец трубы с выступающими кабелями закрывают полиэтиленом.

Для столбов используют квадратную трубу 80 х 80 или 100 х 100 мм. Для устойчивости к подземной части стойки приваривают крестом куски арматуры длиной 20 мм, которую потом бетонируют. Верх столба накрывают, чтобы внутрь не протекала вода.

Закладка фундамента

Нагрузка от ветра, которая действует на полотно, также передается фундаменту, поэтому основанию уделяют внимание. После заливки бетона используют вибратор, чтобы выгнать воздушные пузыри.

Поэтапное разделение работ:

  • подготовка земли в месте строительства (уборка мусора, выравнивание);
  • копка траншеи от одного до второго столба;
  • песчаная и гравийная подсыпка (10 и 15 см, соответственно);
  • сварка или вязка арматурного каркаса;
  • заливка бетона.

Цемент, песок и щебень кладут в бетон в соотношении 1:3:5, соответственно. При укладке смеси используют кельмы, лопаты, чтобы распределить массу между арматурными стержнями.

Полную прочность бетон наберет через 28 суток, но конструкцию можно собирать через 7 – 10 дней. За поверхностью бетона нужно ухаживать — накрыть опилками и поливать водой 2 раза в день.

Изготовление створки

Рама откатных ворот

Нарезают заготовки стальной трубы для рамы. Куски, которые соединяются в углах, отрезают под 45°, а те, что стыкуются в виде буквы Т, режут под 90°. Такие нюансы учитывают при порезке. Отрезки очищают от ржавчины, раскладывают их в соответствии со схемой сборки.

При сварке не применяют сплошной шов, а делают соединение точками, чтобы не повело раму. После проверки всех параметров сваривают цельным швом.

Места сварки шлифуют болгаркой с зачистным кругом, металл покрывают грунтом от коррозии. На стадии сварки усиливают раму перпендикулярными элементами.

Применяют косынки на углах соединений — стальные прямоугольники или треугольники их листового металла. Хвостовик с одного бока рамы усиливают ребром жесткости так, чтобы он образовывал биссектрису прямого угла.

Монтаж конструкции

Консоль приваривают к низу рамы. На ее кромки ставят заглушки из резины, чтобы внутрь не попадали листья, мусор. Габариты прогона зависят от размера ворот по длине, толщину нужно брать по расчету. Проверяют ровность рельса, чтобы обеспечить легкий ход.

Промежуток между направляющей балкой и роликом должен быть 1 мм. Больший люфт приведет к тому, что полотно будет «клевать» при движении, а маленький зазор вызовет заклинивание при работе. К опорной стойке ворот крепят нащельник, выполненный из уголка или швеллера.

К нащельнику фиксируют нижний и верхний улавливатель. На закладную балку в фундаменте надевают ролики (поддерживающие каретку). На каретку надевают прогон-консоль, регулируют работы улавливателей. Дальше монтируют фурнитуру, устанавливают и подключают автоматическое управление.

Правила эксплуатации

Если при работе появились посторонние звуки, скрежет, прекращают использование створки и разбираются в причинах. Открывая полотно, не прилагают больших усилий, передвигают равномерно, без рывков. Следят, чтобы при движении в зоне действия не находились люди или животные, а также посторонние предметы.

Регулярно чистят полозья, по которым движутся ролики, обледеневшие балки используют после скалывания налета. Нельзя касаться подвижных частей ворот во время движения или при остановке с включенным электричеством. Своевременно смазывают трущиеся части механизма, раз в год проводят техосмотр ворот.

Если в полотне есть калитка, нужно предусмотреть дополнительное приспособление безопасности, которое исключит движение створки в момент прохода людей. Перед применением автоматики убеждаются, что замок, задвижка открыты и не препятствуют движению. Нельзя удерживать полотно от скольжения механическим способом — действия приведут к поломке или травме.