Самостоятельное строительство двухскатной крыши на гараж

При обустройстве гаражного помещения нужно решить, какую конструкцию крыши предпочесть – одинарную или с двумя скатами. Второй вариант требует меньше гидроизоляции, так как с поверхности своевременно стекает вода, и подходит для регионов, отличающихся обилием осадков. Чтобы сделать такую конструкцию, нужно иметь представление о правильной технологии возведения двухскатной крыша на гараж своими руками.

Преимущества двускатной крыши

Под двускатной крышей можно обустроить склад

Часто домовладельцы предпочитают односкатную крышу из-за простоты ее конструкции. Однако у нее есть один минус – восприимчивость к температурным перепадам. Такие кровли более предрасположены к нарушению пароизоляционного слоя, из-за чего внутри здания скапливается конденсат, что неблагоприятно сказывается на состоянии гаража.

Конструкция с двумя скатами обеспечивает своевременный отвод влаги с поверхности. Она равномерно нагревается солнцем, на ней не задерживаются в большом количестве снеговые массы. На чердаке удобно хранить оборудование и инструменты.

У двускатной конструкции больше длина вытяжки, за счет чего улучшается вентиляция. Однако это относится к жилым зданиям, а не к гаражному помещению (в последнем не устанавливают трубу).

Проектирование двускатной крыши

При выборе покрытия для двускатной кровли необходимо учитывать, из какого материала выполнено само помещение – шлакоблока, пеноблока, кирпича и т.д. Помимо этого, значение имеет и угол наклона конструкции. Плотные материалы с минимальным числом стыков (в том числе рулонные) подходят для кровель с низкими скатами. Черепицу, напротив, укладывают на крутых крышах. Чем меньше размеры элементов, тем больше должен быть наклон.

Перед тем как приступить к закупке материалов и начать делать крышу, необходимо подготовить чертеж, представляющий ее конструкцию. В нем указываются основные элементы с их габаритами.

Варианты стропильных систем

Для конструкции с двумя скатами используются две основные разновидности стропильной системы – висячая и наслонная. Первая подходит для небольшого гаража на одну машину, вторая – в здании, где есть потребность в перекрытии крупного пролета (к примеру, оборудованном парой боксов для авто).

Наслонный вариант предполагает наличие крепких опор у всех стропильных ног сверху и снизу. В последнем случае это, как правило, стены здания. Верхушки стропил опираются на прогонную систему, а последняя – на внутреннюю стену или несколько опор, размещенных в помещении. Поэтому такой вариант не практикуется в маленьких гаражах: опорные столбы и стены «съедают» немало полезного места. Начинают строить такую крышу с создания рамы с коньковым прогоном. Она будет служить опорой для пар стропил.

Висячие конструкции обычно строятся посредством монтажа специальных ферм, имеющих форму треугольника. Их можно сделать самому или приобрести в готовом виде. Технология предполагает опору стропил исключительно на стенки коробки.

Исполнение обоих типов конструкций для маленьких пролетов (5 м и менее) получается простым и лаконичным. Для более крупных крыш система становится сложнее, появляются дополнительные опоры и другие элементы.

Когда кровля сооружается над каркасными стенами, стропила крепятся не к мауэрлату гаража, а к верхней обвязке опор. При подготовке проекта не стоит забывать об этой особенности. Закладки для фиксации мауэрлата организуются при строительстве стен. Можно встретить и бесстропильные крыши для гаража. Упор в этом случае делается на треугольные фронтоны, выполненные кирпичной кладкой.

Угол наклона зависит от погодных особенностей региона – количества выпадающих осадков, наличия или отсутствия сильных порывов ветра. Угол наклона влияет и на выбор материала кровли. В ветреных местностях крышу делают длинной и пологой. В районах, где выпадает много снега, предпочтителен противоположный вариант конструкции – высокий с большим углом наклона. При выборе также учитывается, желают ли хозяева обустроить под крышей чердак или мансарду.

Материалы и инструменты для изготовления

Понадобятся измерительные инструменты и приспособления для работы с деревом

Для крыши с деревянной стропильной системой потребуются следующие инструменты:

  • пила;
  • молоток;
  • топор;
  • инструменты для измерений и контроля ровности – строительный уровень и рулетка;
  • киянка.

Также нужно заготовить кровельный материал в необходимом количестве. Если выбран профнастил или другое покрытие на основе листового металла, нужны специальные ножницы для нарезания. В роли крепежных деталей используются саморезы, скобы и простые гвозди.

Основные элементы конструкции крыши и их монтаж

Работы начинают с подготовки стропильной системы. Затем монтируют обрешетку и на нее укладывают кровельный материал.

Стропильная система

Чтобы стены не накапливали влагу, под мауэрлат укладывают гидроизоляцию – рубероид

Сначала нужно определиться, планируется ли создавать под кровлей мансарду или чердак. В первом случае система потребует дополнительного укрепления с помощью вертикально прикрепляемых к мауэрлату стоек. Шаг при этом должен быть не более 0,9 м. Соединение осуществляется с помощью скоб. Если решено делать чердак, стропила монтируются непосредственно на мауэрлат. Чаще это делают так, чтобы их нижние части нависли над зданием примерно на 0,5 м. Но иногда эти части являются местом соединения с мауэрлатом.

Стропила из металла примечательны прочностью и долгим сроком службы. Они отлично переносят сырость, перепады температур и другие особенности микроклимата гаража. Но большая масса не позволяет использовать их в легких каркасных постройках. Такие стропила подойдут для достаточно тяжелого гаража с надежным фундаментом. Перед монтажом их нужно обработать антикоррозийным составом.

Деревянные стропила подойдут и для легких строений, но для увеличения срока службы важно правильно выбрать материал. В качестве сырья подойдут сосна и ель. Чем меньше будет содержание влаги в древесине, тем лучше. Максимальное допустимое значение – 20%. Материал естественной влажности не подойдет, так как его показатель находится в районе 30%.

Стропила не должны иметь трещин и сучковатостей. Клееный брус подойдет лучше цельного в силу большей прочности. Материал необходимо пропитывать антипиренными и антисептическими составами. Обычно для гаражного помещения приобретаются ноги с сечением 15х7 см. Если есть возможность, лучше заказать специальную древесину, предназначенную для стропил.

Укрепления и отвесы

Для создания свеса к стропилам прибивают кобылки – добавочные доски. Если стропила недостаточно длинные (короче 8 м), к коньку прибивают капитальную балку, помогающую зафиксировать элементы конструкции. Сверху их выстилают гидроизоляцией, а затем прибивают обрешеточные рейки. Если в роли покрытия выбран шифер, металлическая черепица или иной материал высокой твердости, каркас делают разреженным. Расстояние между первой парой реек делают небольшим (максимум 0,25 м), между другими элементами – не более полуметра. На значение параметра оказывает влияние и шаг профиля. Для мягкой кровли нужна сплошная обрешетка без просветов.

Кровельное покрытие

Профлист с полимерным покрытием – долговечное решение на крышу

Особенности монтажа покрытия зависят от его типа. Шифер начинают укладывать с нижней стороны одного из скатов. Первый ряд листов укладывают с нахлестом в 1-2 волны. Затем продвигаются вверх, при этом новый ряд кладется на нижний с пересечением в 0,2 м. Листовые материалы монтируют на контробрешетку с пароизоляционной прослойкой. Это препятствует накоплению сконденсированной влаги. Полоски рубероида кладут под прямым углом к краям крыши, натягивают и устанавливают с нахлестом, фиксируя специальными гвоздями.

Внутренняя отделка

Для утепления хорошо подойдет минвата в рулонах. Ее слои укладывают между стропилами, для фиксации используются дюбели зонтичного типа. Затем монтируют пароизоляционный материал. Потолок можно отделать гипсокартоном, листовым ПВХ или фанерой. Подходящую краску для выбранного типа материала можно выбрать в строймаге. На упаковке приводится пошаговая инструкция по ее нанесению. Перед покраской поверхность обрабатывают водоотталкивающим составом.