Самостоятельное строительство ворот для гаража: пошаговая инструкция

Существуют разные варианты исполнения ворот для гаража. Они различаются механизмом функционирования и удобством использования. Иногда жильцы предпочитают приглашать бригаду мастеров, но несложно создать гаражные ворота своими руками.

Виды конструкций

Распашные ворота быстрее всего сварить из труб и листового металла

Самым ранним типом гаражных ворот являются распашные. Еще 30 лет назад это был единственный встречающийся в России вариант. Он представлял собой массивную конструкцию со створками, выполненными из толстых металлических листов. Ее легко сделать самому, при этом она отличается надежностью, устойчивостью ко взломам и может служить десятками лет. Даже в наше время, решив установить ворота в гараж своими руками, нередко выбирают именно этот вариант. Однако зимой в снежных местностях конструкция будет не слишком удобной, так как для успешного распахивания створок потребуется предварительно разгребать снег.

К более современным вариантам гаражных ворот относятся:

  • Конструкции из горизонтально установленных секций, соединяющихся шарнирами. Элементы таких ворот чаще всего делаются из металла (тонкой оцинкованной стали или сплавов с алюминием). В редких случаях применяется и дерево. Когда ворота открываются, они движутся кверху и фиксируются под потолком. Они помогают сэкономить пространство на участке, но при этом не очень устойчивы ко взломам.
  • Подъемная конструкция с шарнирно-рычажным механизмом. Она может оснащаться автоматикой или открываться только вручную. Однако при их применении нельзя ставить автомобиль вплотную к воротам.
  • Рулонные ворота, состоящие из множества тонких ламелей. При открытии полотно поднимается вверх и скручивается в валик. Во многом механизм работы и особенности использования сходны с предыдущим вариантом. Подходят они лишь для нешироких (максимум 3 м) и невысоких (до 3,5 м) проемов. Ставить их можно как на внутреннюю стену гаража, так и на наружную.
  • Откатная конструкция, представляющая собой цельное полотно, состоящее из металлического каркаса и обшивки. При движении ворот ролики перемещают их по направляющей. Это дешевая и взломостойкая конструкция, которую несложно автоматизировать.

При выборе подходящего варианта принимаются во внимание особенности планировки пространства, прилегающего к гаражу – например, потребность в экономии места спереди или отсутствие свободного прохода рядом со стеной. Учитываются также габариты проема.

Каркас конструкции выполняют из металла. Это может быть профтруба или стальной уголок. Для цельного полотна или системы, состоящей из широких створок, применяются профнастил и сэндвич-панели. Иногда эта часть ворот выполняется и из дерева. В таких случаях будет полезен предохранительный козырек, защищающий древесину от попадания осадков. Узкие ламели выполняются из листового металла. Чем тоньше эти элементы, тем быстрее происходит открытие ворот.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления ворот из металла понадобится сварочный аппарат и навыки работы с ним

Чтобы сделать ворота для гаража своими руками, нужно подготовить материалы для каркаса и полотна. Последнее может быть сделано из панелей сэндвича или толстого листового металла. Второй вариант отличается высокой прочностью, надежностью и малой массой, но финансовые затраты при этом будут выше. Утепленные панели весят больше, что может затруднять самостоятельный монтаж системы.

Для работ потребуется подготовить следующий инструментарий:

  • перфоратор;
  • аппарат для сварки;
  • болгарку для нарезания металла;
  • кисточку или краскопульт для декорирования полотна;
  • измерительные инструменты – строительную рулетку, угольник и уровень.

Каркас можно сварить из профиля, имеющего толщину 50 мм. Подойдет для этой цели и уголок. Толщину листов для полотна выбирают в зависимости от допустимой нагрузки. Обычно используется сталь в 2-3 мм. Раму изготавливают из стального уголка толщиной 65 мм.

Схемы, чертежи, расчеты

Чертеж гаражных ворот с калиткой

Чтобы конструкция была надежной, рекомендуется перед началом работ создавать эскиз будущих ворот. Для этого можно воспользоваться уже существующими схемами или спроектировать систему самостоятельно. На чертеже должны быть отражены габариты основных элементов. Трехмерную модель конструкции можно подготовить в графической программе. При этом надо учитывать важность расчета опор для рамы. Они должны иметь достаточную прочность и выдерживать массу раздвигающихся створок.

Размеры ворот зависят от габаритов машины и ширины гаражного помещения. Дистанцию от рамы до корпуса авто нужно делать достаточно большой (минимум – 0,3 м с каждой из сторон), в противном случае возможны повреждения транспортного средства.

Стандартная ширина ворот – 2,5-3 м. Минимальное расстояние от рамы до перпендикулярной стенки – 80 см. Высота конструкции под обычный легковой автомобиль – 200-220 см.

Если решено сделать на створке калитку, нужно заранее определить ее местоположение.

Изготовление распашных ворот для гаража

Одному человеку, даже при наличии необходимых навыков, полностью выполнить работы будет проблематично из-за большого веса некоторых элементов. Поэтому для монтажа целесообразно пригласить помощника.

Сварка рамы

Сварка рамы из профильной трубы

Чтобы сделать гаражные ворота своими руками, нужно подготовить раму. Делать это начинают только после того, как будет возведена фронтальная стенка. Из уголка вырезают 8 элементов, 4 из которых соответствуют в длину высоте проема, а оставшиеся – ширине. Из них формируются наружная и внутренняя части рамы. Элементы укладывают на ровную плоскость и измеряют углы. Убедившись в том, что все детали имеют прямые углы, их сваривают швами. Если в процессе прямота нарушилась, это корректируется сделанным из обрезков рычагом. При необходимости возможно также приваривание добавочных уголков. Когда дефекты будут ликвидированы, рама шлифуется.

Сварка каркасов створок

Каркас делают из труб металлопрофиля. При нарезке не следует забывать о необходимости технологического зазора в 10-20 мм между каркасом и рамой. Он нужен, чтобы конструкция отрывалась свободно. Проверив углы, производят сварку. Чтобы ворота были надежнее, в каркас по высоте устанавливаются ребра жесткости. В каждую створку монтируются два таких элемента. Если конструкция отличается большой длиной или весом, число ребер увеличивается.

Монтаж металлических листов

Лист для первой створки вырезают таких габаритов, чтобы он закрывал внахлест вторую сторону на 20 мм. Потом производится его прихватка к каркасу. Для второй створки лист вырезают, учитывая нахлест. Он должен не доходить до края на 20 мм. Чтобы полотно не повело, листы привариваются точечно. Если накладываются сплошные швы, каркасные трубки струбцинами фиксируются к швеллерным элементам. Сварочные работы ведутся поочередно с двух сторон фрагментами по 0,1 м.

Крепление петель

Петли должны соответствовать весу конструкции

Нижнюю часть петель фиксируют к несущей раме, верхнюю – к полотну. Сделать их надежнее можно, используя внутренние вложения из тонких прутков арматуры. Швы зачищаются. Самый надежный замок для таких ворот – сувальдный. Возможно и использование врезной модели.

Покраска

Красят ворота каждые 2 года с целью предохранить полотно от коррозионных явлений. Поверхность обезжиривают растворителем, грунтуют специальным составом и после его высыхания покрывают окрашивающей смесью. Для этого подойдет валик или пульверизатор.

Замена и обслуживание гаражных ворот

Вопрос о замене встает обычно в связи со взломом конструкции либо серьезным повреждением полотна. При обрыве петель или проседании демонтаж ворот не требуется. В первом случае достаточно установить новые детали, во втором – подрезать нижние области створок болгаркой.

При более серьезных проблемах полотно и крепежные элементы снимают и устанавливают на их место новую конструкцию.

Чтобы предотвратить провисание, не следует оставлять створки открытыми продолжительное время. Если такая нужда возникла, под каждую из них кладут опорную доску. Без необходимости открывать ворота не следует. Это поможет продлить срок их службы. Если система снабжена автоматикой, ее нужно регулярно чистить и проводить диагностику.