Самостоятельный монтаж кровли на гараж: порядок работ

Конструкция крыши гаража зависит от предпочтений владельца, его финансовых возможностей, наличия доступных материалов. Перед строительством нужно составить проект, чтобы рассчитать количество материалов и оценить сложность работ.

Особенности крыш для гаража и их виды

Конструкция крыши гаража зависит от предпочтений владельца

Для гаража не нужен особый запас прочности и высокий уровень экологичности применяемых материалов. Нужно определить:

  • из какого материала будет настилаться кровля;
  • высоту крыши над землей;
  • площадь кровельного покрытия;
  • особенности климата.

Далее нужно определить фактическую нагрузку на фундамент, а также вероятность обвала или проседания крыши под весом осадков.

Виды крыш

Плоская крыша

Существует несколько видов крыш, в основу которых положены простота и функциональность. При строительстве гаражей чаще всего встречаются конструкции:

  • плоские;
  • малоуклонные;
  • крутоуклонные.

Также их классифицируют по количеству скатов. Чаще при обустройстве гаражей используют одно- и двухскатные варианты.

Выбор материала

В качестве кровельного материала часто используют профнастил

Использование слишком дорогих материалов нецелесообразно – гараж редко является основным строением на участке.

Для наружного покрытия чаще используют:

  • профнастил;
  • шифер;
  • ондулин;
  • рубероид.

В качестве кровельного материала часто используют полупрозрачный поликарбонат.

Угол наклона

Любая крыша должна иметь угол наклона. Для плоских крыш он составляет несколько градусов. Уклон скатной крыши зависит от разных факторов, но основополагающим служит расположение на наветренную сторону. Это правило соблюдают, даже когда гараж будет закрыт от ветра другими сооружениями.

Односкатные крыши

Односкатная крыша

Простые и надежные крыши с одним скатом чаще сооружают над хозяйственными сооружениями, к числу которых относятся и гаражи.

Своей популярности односкатные крыши обязаны большому количеству преимуществ:

  • простота конструкции;
  • длительный срок службы;
  • экономичность.

Односкатную крышу формируют при помощи отдельно установленных стропилин, опирающихся на стены разной высоты. Роль стен могут исполнять отдельные элементы каркасных сооружений (столбы, колонны и пр.)

Грамотно возведенная односкатная конструкция обеспечивает отличную вентиляцию, которая исключает образование конденсата, что препятствует излишнему увлажнению и гниению деревянных составляющих.

При сооружении односкатных крыш требуется сравнительно немного материалов, что делает ее конструкцию привлекательной при обустройстве гаражей.

Относительным недостатком, который свойственен односкатным крышам, можно считать неудобство при обустройстве дополнительного места (чердака) для хранения различных материалов и приспособлений. Однако он легко устраняется, если соорудить над гаражом небольшую мастерскую. В этом случае рекомендуется использовать полумансардную схему, которая позволит получить двухэтажный гараж при небольших затратах.

Проектирование крыши гаража

Проект гаража

Главная особенность крыши с одним скатом – наличие опоры под краями стропильных ног. В этой конструкции стропилины – это обычные балки, укладываемые под небольшим углом, обеспечивающим свободное удаление осадков в любое время года.

Крутизна односкатной крыши представляется одним из важнейших параметров гаража. Благодаря ему определяют, понадобятся стены разной высоты или достаточно будет установить с одной стороны консольно-прогонную раму.

Определяя угол наклона ската, нужно принимать во внимание климатические условия конкретного региона и вид кровельного покрытия.

  • Односкатные конструкции с уклоном порядка 5-7° обустраивать в регионах с обильными снегопадами нерационально. Однако они прекрасно показали себя в районах с небольшим количеством выпадающего снега и высокой ветровой активностью. При этом односкатные варианты с углом наклона от 20 до 25° не рекомендуется возводить над отдельно стоящими гаражами.
  • Обустраивая пологие крыши до 8°, используют рулонные кровельные материалы – полимерные или многослойные битумно-полимерные и битумные материалы. Угол наклона до 10° потребует укладки битумно-полимерных материалов в 2 слоя. Если крутизна односкатной крыши составляет от 15 до 20°, в качестве кровельного материала лучше использовать плоский или волнистый шифер. Для односкатного варианта с уклоном 25° применяют профнастил или металлочерепицу.

Немаловажное значение имеет общая площадь ската. При ее расчете учитываются также и размеры свесов, которые должны эффективно защищать элементы конструкции от прямого и косого дождя. Свесы должны составлять:

  • 30-40 см над стенами из кирпича и бетона;
  • 10–20 см над каркасами, обшитыми металлом;
  • 50-60 см над срубами.

Иногда размеры свесов увеличивают. В этом случае их опирают на дополнительные столбы, установленные на общем с гаражом фундаменте. Возможно обустройство для них отдельного фундамента.

Конструктивная сложность стропильной системы

Сложность стропильной системы односкатной крыши зависит от величины перекрываемого пролета.

  • Если пролет не превышает 4,5 м, конструктив стропильного каркаса включает в свой состав параллельно уложенные стропильные ноги, которые соединены с мауэрлатом или элементами, его заменяющими.
  • Если пролет находится в пределах от 4,6 до 6 м, из-за большой длины стропилины могут провиснуть. Чтобы этого избежать, необходимо усилить конструкцию подкосами.
  • Если пролет превышает 6 м, его условно делят на секции, между которыми устанавливают прогонную конструкцию с вертикальными опорами. Прогонную раму опирают на собственную опору, которая имеет вид внутренней стены.

Как правило, оптимальным для одного автомобиля считается внутреннее пространство гаража размером 3,5х5,2 м. При этом имеется возможность возведения стропильной системы по упрощенным схемам.

При уклоне ската поперек длинных стен стропила можно уложить без дополнительных подкосов, а если уклон ската выполнен вдоль длинных стен, придется стропилины подпереть подкосами.

Лучше разработать два типа односкатной крыши, что позволит в дальнейшем выбрать более технологичный и экономически целесообразный вариант.

Особенности расчета

К расчету элементов стропильного каркаса для односкатной крыши приступают после завершения работ по определению геометрических параметров. Расчеты осуществляют с помощью специальных компьютерных программ, для запуска которых необходимо подготовить ряд исходных данных, например, массу на 1 кв.м. кровельного покрытия, сплошной обрешетки (при монтаже скатов с углом наклона до 25°), утеплителя (при необходимости).

Также понадобится узнать усредненную массу снежного покрова, характерную для конкретного региона (СП 131.13330.2012).

Монтаж односкатной крыши

Каркас односкатной крыши

Сначала собирают каркас, который крепится к мауэрлату. После этого на каркас набивают обрешетку и последовательно укладывают тепло и гидроизоляционные материалы. Затем приступают к укладке финишного слоя.

Тем, кто впервые решил сделать крышу на гараже самостоятельно, рекомендуется в качестве финишного покрытия использовать профнастил. При работе с этим материалом не требуется использование специального инструмента, а вес каждого отдельного листа позволит выполнить работу без помощников. Крыша из профнастила не требует никакой дополнительной обработки.