Арматура композитная относится к стройматериалам нового поколения, пока не получившим широкого распространения. Эксплуатационные качества продукта позволяют использовать его для замены привычных стальных прутков для армирования бетонных изделий, фундаментов зданий, портовых конструкций, в строительных работах на дорогах.
Описание и процесс производства
Стержневая часть прутов изготавливается из стекловолокна, покрытие – из устойчивых к химическим воздействиям полимерных смол. Обычно арматура стеклопластиковая выпускается в прутках диаметром 0,5-3 см, поверхность которых может быть покрыта песчаным напылением или иметь спиралевидный рельеф. Изделия с такой фактурой имеют лучшую адгезию с бетоном, чем гладкие.
Сначала стержни пропитывают полимерным составом с отверждающими добавками и ускорителем реакции. Избыток смолы отжимают, после чего заготовкам придается форма. Затем арматура полимерная подвергается вязке с намоткой навивки (это делается для улучшения сцепления с бетоном). Изделия направляют в печь, где оболочка окончательно затвердевает. Затем из них формируют отрезки нужной длины.
Технические характеристики
Арматура стеклокомпозитная отличается небольшой плотностью (в 4 раза меньше, чем у стальной) и, соответственно, легким весом. Это упрощает процесс монтажа, уменьшает расходы на транспорт и давление возводимой конструкции на грунт.
Сфера применения
Композитная арматура используется в России уже несколько лет, однако ГОСТ для ее монтажа все еще не разработан. СНиП 52-01 допускает применение полимерных компонентов в строительных сооружениях.
Также продукцию используют:
- при возведении бассейнов;
- в работах на железнодорожных путях;
- в строительстве фундаментов домов;
- при сооружении разного рода промышленных объектов.
Нюансы перевозки, хранения, монтажа
При транспортировке следует соблюдать следующие правила:
- Перевозить изделия нужно строго в горизонтальном положении, уложенными в связки (именно так их и пакуют). Вполне подходит для этого багажник обычного авто.
- Тонкие прутки упаковывают в бухты, толстые – в связки.
- Если подготовленные изделия погружают и разгружают вручную, вес одной транспортировочной единицы не должен превышать 80 кг.
- Переносить арматуру небольшой толщины можно вручную. Бухты с тонкими (менее сантиметра в диаметре) прутками может нести один рабочий на плече или в руке. При этом нужно помнить, что максимальная разрешенная высота падения изделий – 0,5 м. Поэтому, несмотря на легкость арматуры, транспортировать ее нужно аккуратно.
- Бухты с толщиной прутков 10-12 мм (их максимальная масса — 16 кг) можно перекатывать по строительной площадке или нести вдвоем.
Хранить арматуру нужно также горизонтально. При этом нужно учитывать следующее:
- В помещении должен быть сухой воздух. В него не должны проникать ультрафиолетовые лучи.
- К температуре особенных требований нет – прутки можно держать и в неотапливаемом помещении. Но изделия должны располагаться на достаточной дистанции от обогревательной системы (минимум в 1 м).
- Между прутками и поверхностью пола должен быть зазор воздуха минимум в 0,1 м. Организовать его можно, поместив бухты на подставку из брусков и реек.
Соединение элементов арматуры производится посредством специальных деталей из пластика (зажимов и хомутов). Бока армировочной сетки должны находиться минимум в 5 см от опалубки (при таком расположении формируется защитная прослойка из бетонной смеси). Выступающие части обрезаются ножовкой или болгаркой.
Из неё еще луки и арбалеты делают, некоторые стрелы делают.