Как установить бетонный лоток для отвода воды

Бетонные лотки используются для отвода воды в системах дренажа и ливневке. Их правильное обустройство позволяет избавиться от избытка влаги на улицах и избежать появления луж, заболачивания местности, разрушения строений и покрытий дорог.

Конструкция и разновидности лотков из бетона

Разновидности бетонных лотков

Устройство лотков довольно простое. Их выпускают в форме прямоугольных либо закругленных желобов. Конструкции изготавливаются с дренажной решеткой (обычно чугунной, но иногда стальной или даже пластиковой) либо без нее. В отличие от открытых изделий, на них имеются пазы или другие системы закрепления решетчатого элемента.

Еще одной разновидностью являются щелевые лотки – их верхняя сторона имеет прорези, выполняющие функцию решетки.

Есть виды бетонных лотков, которые изготавливают с дополнительным вертикальным водоотводом либо с уклонами внутри – до 0,5 см.

Изготовители следуют требованиям ГОСТа 21509-85. В соответствии с ним, изделия различаются по типу, классу нагрузки, величине и форме. Дополнительно указываются правила перевозки, изготовления и монтажа.

Отмостка и дренаж позволяет лоткам защитить строения от сточных вод. Чем выше пропускная способность изделий, тем больше эксплуатационный срок дорожных и тротуарных покрытий.

Классификация по назначению

Область применения лотков предполагает обустройство ливневой канализации близ жилых зданий либо индустриальных объектов. При выборе важно учитывать степень нагрузки на систему. Ошибки, допущенные при расчетах, способны стать причиной того, что водосточные конструкции не справятся с внешним давлением и выйдут из строя.

По классу нагрузки, которую выдерживают ЖБИ, лотки подразделяются следующим образом:

Класс Максимум нагрузки (т) Сфера применения
С250 25 Автотрассы со средней интенсивностью передвижения.
D400 40 Автопарковки, дорожные магистрали с высокой проходимостью, заправки.
E600 60 Скоростные автомагистрали, индустриальные комплексы, стоянки грузовой автотехники.
F900 90 Территории аэропортов, военных и индустриальных баз.

Для малых нагрузок (до 12,5 т) чаще выбирают более простые в монтаже пластиковые лотки. Железобетонные изделия также подразделяют на две серии – стандартную и усиленную. Первые держат нагрузку до 25 тонн и устанавливаются на дорогах с узкими (до полуметра) обочинами. Усиленные способны выдержать до 90 тонн и применяются в аэропортах, индустриальных зонах, на стоянках тяжелого транспорта.

Классификация лотков по назначению:

  • Водопропускные. Подходят для самотечного отвода стоков.
  • Ливневые. Нужны для сбора и отведения дождевой и талой воды.
  • Дренажные. Применяют в водоотводных системах поблизости от фундаментных оснований, подвальных и цокольных этажей.
  • Прикромочные. Устанавливают на автотрассах и стыках дорог, где соединяется обочина с проезжей частью.
  • Канализационные. Отводят стоки в коллекторные системы канализации.
  • Телескопические. Используют для устройства каналов при возведении тоннелей, мостов.

Последние также устанавливают на участках с большим наклоном. Их обычно делают из тяжелого бетона, а иногда и армируют стальными прутками.

Размеры и объем

Лотки из бетона для ливневки изготавливаются более, чем в 150 типоразмерах. Они, как правило, метровой длины. Их ширина может быть от 14 до 400 см, а высота – от 6 до 168 см. Но по техническим условиям производители могут изменять размеры в зависимости от назначения желоба.

Объемы стандартных лотков варьируются в пределах от 0,07 до 0,3 кубометра.

Пропускная способность изделия определяется его габаритами и зависит от нормативного значения количества осадков.

Маркировка изделий

Стандартная маркировка лотков – литера «Л» и две цифры. Одна из них показывает серийный номер (до 38), вторая – максимум нагрузочных показателей в кН/м. Но сейчас на рынке есть и зарубежные изделия, выполненные по стандартам других стран. Они могут быть промаркированы иначе:

  • DN – значение, показывающее, насколько широк лоток изнутри (в мм). Если цифры две через дробь, вторая показывает глубину желоба.
  • L – секционная длина. Может быть от полуметра до трех метров, но стандартный вариант – метр. Изредка встречаются и очень длинные лотки – до шести метров.
  • B – ширина изделия снаружи. Зависит от внутреннего значения и толщины стенок. Показатель может достигать 190 см.
  • Н – высота стенок лотка. Максимум – 150 см.

Весовые показатели указываются в зависимости от того, какую метрическую систему использует страна производителя.

Особенности изготовления и материалы

Характеристики материалов

При создании изделий из бетона используются две методики. Это вибролитье или вибропрессование. В первом случае уплотнение бетона идет в процессе заливки формы путем воздействия вибрацией. Во втором – детали уплотняются особым прессом. Такие изделия крепче, поскольку под давлением пресса ликвидируются возможные полости и пузырьки воздуха в толще бетона. Это исключает риск внутренних расколов.

Для улучшения устойчивости к нагрузкам в бетонную смесь добавляют особые пластифицирующие вещества и присадки. Добавки, которые вовлекают воздух и не боятся сульфатов, делают лотки стойкими к перепадам температур, негативному воздействию влаги.

Железобетонные лотки армируют стальными прутками и создают из цемента марок не ниже М500. Изделия получаются прочными, устойчивыми к нагрузкам, но очень тяжелыми. Их вес может достигать до 2,5 тонн. Однако такие лотки необходимы в местах с большой проходимостью тяжелого автотранспорта.

Вместо стали сейчас используют стекловолоконную арматуру или фибру из полипропилена. Они дают нужную прочность, увеличивают антикоррозийные качества. Такое изделие весит меньше, чем ЖБИ, но стоит дешевле. Благодаря фиброванию также снижается усадочная деформация и растет стойкость к нагрузке на изгиб.

Несмотря на довольно высокую стоимость, пользуются спросом полимербетонные изделия. Их характеризует смешанный состав из бетонного раствора и расплавленного пластика. Такие желоба долговечны, прочны и износостойки, не боятся воздействия агрессивных сред.

Самыми простыми являются малые тротуарные лотки (отливы). Их создают из простого пескобетонного раствора невысоких марок, без армирования или фибрования. Такие изделия весят немного – до 3 кг, но и служат недолго.

Плюсы и минусы железобетонных изделий

Благодаря большому весу лоток не сдвинется при пучении грунта

К основным достоинствам ЛВК из железобетона относят:

  • морозостойкость;
  • прочность;
  • устойчивость к значительным нагрузкам и скачкам температуры;
  • антикоррозийные свойства;
  • безопасность для здоровья человека и окружающей среды;
  • влагонепроницаемость;
  • бюджетная цена.

Способность к противостоянию коррозии и иным внешним воздействиям увеличивает сроки эксплуатации до нескольких десятков лет. Изделия не боятся колебаний температур, что позволяет устанавливать их в регионах с любым климатом – на крайнем севере и жарком юге.

Водоотводные изделия не требуют особого ухода – достаточно периодической очистки от скопившихся листьев и веток. Изделия изготавливаются с гладкой поверхностью, которая способствует свободному прохождению мусора. Их возможно устанавливать на слабых грунтах с высоко расположенными подземными источниками.

Недостатком является значительный вес изделия. Он увеличивает стоимость транспортировки. Также из-за тяжести желобов при монтаже предполагается аренда спецтехники. Из-за этого показателя особенно трудно смонтировать лоточную цепь на подвижных грунтах. Однако большая масса для гидроотводных конструкций имеет и преимущество: даже плохо закрепленный лоток никогда не смоет с места потоком воды.

Стоимость зависит от величины, технических параметров и прочности. Цены на открытые бетонные водоотводные лотки начинаются от 200 рублей, изделия с чугунной решеткой стоят дороже – от 900 рублей. Для сравнения, полимербетонные лотки не найти дешевле, чем за 1200 рублей. Изделие со стальным усилением будет стоить от 3500 рублей.

Особенности монтажа

Схема монтажа водоотводных лотков

Установка желобов почти одинакова как для частного, так и индустриального строительства. К монтажу приступают с подготовки требующихся документов и подбора подходящих изделий.

Сам процесс включает следующие этапы:

  1. В соответствии с проектом выполняют разметку всех элементов водоотведения.
  2. По разметке выкапывают канаву. Объем обязан превышать размеры конструкции, которую в ней разместят. Землю в траншее тщательно утрамбовывают, чтобы почва приобрела плотность. Расположение желоба должно быть ниже поверхности на 0,5 см.
  3. На дно траншеи укладывают и хорошо утрамбовывают подушку из песка и щебня.
  4. На подготовленное основание устанавливают сами желоба с учетом наклона для стока. Для надежной фиксации изделий друг с другом используют систему «шип-паз», если она предусмотрена, или просто скрепляют метизами. Обрабатывают стыки специальным герметиком. Если его нет, можно использовать акриловые составы или битум.

После завершения монтажа системы водоотвода засыпают пустоты по бокам землей и приступают к облагораживанию территории. Решетки монтируют после завершения всех работ.

Установку системы водоотведения можно выполнять на уже имеющееся покрытие или на новое. Чтобы не допустить засорения водоотводной системы, рекомендовано проводить ее чистку каждые две недели.

Бетонные желоба используют не только для водоотведения, но и для прокладки электрокабеля, оборудования теплотрасс. Однако именно применение в ливневой канализации принесло изделиям популярность.