Материалы, используемые для изготовления канализационных муфт

Канализационные муфты – это фасонные детали для соединения безраструбных отрезков труб в ассенизационных системах. Они обеспечивают герметичность и прочность трубопровода в местах стыков. С помощью муфт можно собрать новую магистраль и отремонтировать поврежденные участки существующих сетей канализации.

Область применения

Муфты используют для соединения гладких трубных отрезков

В зависимости от сферы использования муфтовые изделия классифицируют как соединительные, ремонтные и противопожарные. Первые подразделяют на три типа:

  • переходные изделия для монтажа внутренней канализационной сети;
  • соединительные элементы, используемые при создании наружного трубопровода;
  • компенсационные вставки.

Последние используют во всех типах трубопроводов там, где нужно нивелировать линейное расширение. Демонтажные вставки компенсируют его за счет регулировки длины хода.

Подсоединение унитаза к канализационному выпуску зачастую выполняют с помощью особой манжеты, которую на производстве гофрируют. Это позволяет придать ей гибкость и сэкономить место в санузле.

Противопожарные муфты предотвращают распространение открытого огня по магистральным трубам. Внешне это устройство выглядит как цилиндр из металла со специальным вкладышем. Последний сделан из огнестойкого материала, который вспучивается под влиянием больших температур. Благодаря этому муфта во время пожара герметизирует магистраль, препятствуя дальнейшему продвижению пламени и дыма. Монтаж противопожарных элементов обязателен на всех полимерных магистралях здания.

Фитинги фиксируют на несущих стенах или потолках. Их установка достаточно легкая, ее можно выполнить на любой стадии строительно-монтажных работ.

Надвижная муфта для ремонта более длинная, чем обычные элементы соединения, и применяется для замены поврежденных частей магистральных труб, а также монтажа дополнительных фитингов. Иногда вместо нее ремонтные работы проводят с помощью компенсационного патрубка в сочетании с соединительной канализационной муфтой.

Классификация канализационных муфт по типу соединения

Фасонные элементы подразделяются следующим образом:

  • С резьбовым сочленением. Применяется для создания систем слива небольшого сечения. Зачастую соединения такого типа монтируются на трубопроводах под мойкой на кухне либо раковиной в ванной.
  • С уплотнительным кольцом из резины. Наиболее часто применяется в магистралях для отведения сточных вод. Достоинства – быстрая и легкая установка без применения специальных инструментов или дополнительных материалов.
  • На клею. В этом случае на муфте отсутствует резьба либо специальный уплотнитель из резины. Герметичность на стыках деталей достигается за счет использования специального клеевого состава. Крепление трубных отрезков на клей не допускается использовать в провисающих местах трубопровода.

Самым прочным типом соединения является сварочное. Может использоваться для труб из металла и пластика. Минусом является необходимость использования спецоборудования. Это ограничивает применение такого метода стыковки в домашних условиях.

Материалы изготовления

Фасонные элементы создают из пластика и металла: чугуна, стали, латуни, меди. Стальные изделия и модели, которые выполняются из цветных металлов, применяются в домашних условиях редко по причине их высокой стоимости.

Чугунный элемент – это широкий разъемный хомут с прокладкой из резины. Для монтажа его разъединяют, надевают на поврежденный участок и стягивают болтами.

Модели из пластика подбираются в зависимости от материала основных труб. Они могут быть поливинилхлоридными, полипропиленовыми либо изготавливаться из полиэтилена низкого давления (ПНД). Чаще всего для монтажа домашних сетей используют ПВХ-трубы и соответствующие фасонные элементы. Они обладают многими достоинствами:

  • Устойчивость к агрессивному влиянию окружающей среды, ржавчине и температурным перепадам.
  • Безопасность для человека и окружающей среды.
  • Долговечность. При следовании условиям эксплуатации трубы могут прослужить более полувека.
  • Значительная пропускная способность. Гладкие внутренние стенки уменьшают возможность появления заторов.

Небольшая масса облегчает перевозку и установку: не требуется использование большегрузного автотранспорта и специальной техники, что значительно уменьшает затраты. Сами элементы стоят дешевле любых других аналогов.

Отдельно стоит упомянуть о резиновой канализационной муфте. Она применяется для соединения деталей системы, изготовленных из разных материалов, к примеру, полимерных и чугунных.

Размерный ряд

Фасонные детали выпускаются различных размеров: они соответствуют сечению стыкуемых отрезков трубопровода. Наиболее популярны соединительные муфты для канализационных труб диаметром 50 и 110 мм. Но при необходимости используются и другие варианты.

Соответствие размеров – длины и сечения – переходной канализационной муфты в миллиметрах:

Тип канализационной сети Сечение Длина
Наружная 110 117,3
160 147,8
Внутренняя 50 87,1
110 113,7

Элементы ремонтных муфт для внутренней канализации имеют аналогичные размерные характеристики.

Габаритные соотношения надвижных фитингов для установки вне здания отличаются:

  • Длина изделий сечением 110 мм – 12,2 см;
  • 160 мм – 17,2 см;
  • 200 мм – 21,2 см;
  • 250 мм – 25 см;
  • 315 мм – 29,3 см;
  • 400 мм – 32,4 см;
  • 500 мм – 36,2 см.

При соединении манжет с другими фасонными элементами учитывается сечение не самих трубных отрезков, а отвода тройника или крестовины. Его диаметр может отличаться от размера основной магистрали.

Правила монтажных работ

Монтаж муфт зависит от наличия раструбов – одного или двух – и материала изготовления. Проще всего соединять трубные отрезки с помощью раструбных фасонных элементов из пластика. Принцип здесь прост: следует плотно вставить торец одной детали в раструб другой.

Установка ремонтных элементов

Работы проводятся в таком порядке:

  1. Трубу разрезают в нужном месте либо вырезают поврежденную часть.
  2. На нижний кусок трубы надевают ремонтную муфту. Ее наружный срез необходимо надвигать до тех пор, пока он не встанет вровень с трубным концом.
  3. На верхний торец аналогичным способом надевают муфту с более длинным раструбом.
  4. Между фитинговыми элементами вставляют неповрежденный трубный отрезок либо нужный фитинг.
  5. Муфту с удлиненным раструбом сдвигают вниз, а ремонтную – вверх, выполняя соединение всех деталей в одно целое.

Часть трубы, устанавливаемой между муфтами, требует обработки. Для этого на торцах снимается фаска, затем их покрывают технической смазкой. Это гарантирует, что система не будет протекать после ремонтных работ.

В сложных случаях стоит воспользоваться силиконовым герметиком, закачав его d торцевые части муфт. После высыхания состава вероятность появления протечек сводится к нулю.

Нюансы работы с чугунными муфтами

Главное отличие здесь – в герметизации раструбных сочленений. Она выполняется так:

  1. Трубы и фитинговый элемент устанавливают в нужное положение.
  2. Детали фиксируются хомутами.
  3. В раструб укладывают пропитанную битумным составом пеньковую прядь с зачеканиванием каждого витка либо графитовый сальник.

Внешне раструб заделывают цементом либо цементно-песчаной смесью в соотношении 1:1.

Монтаж уплотнительных манжет

Элементы-уплотнители обычно устанавливают в раструб. После этого в них с небольшим усилием вставляют трубный отрезок меньшего сечения. Труднее установить элемент между полкой бачка и унитазом. Это делается следующим образом:

  1. Манжету надевают на меньший трубный отрезок.
  2. Широкую часть фасонного элемента заворачивают на узкую.
  3. Соединяемые элементы ставят в рабочее положение.
  4. Широкую часть манжеты разворачивают так, чтоб она обхватила узкую.

Прежде чем надевать манжеты, стыкуемые детали необходимо очистить от любых загрязнений. При неровной поверхности раструба уплотнительную деталь монтируют с применением силиконового герметика.

Современные фасонные элементы устанавливаются очень просто и не требуют специализированного оборудования. При выборе муфт любого типа, нужно проверять, чтобы на их поверхности не было растрескиваний, особенно на торцах. При наличии сколов добиться герметичности магистрали для отведения сточных вод невозможно.