Правила пользования системами водоснабжения и канализации регламентируются постановлением Правительства РФ № 167. Оно было принято еще в 1999 году, но изменения в нормативный акт внесены в октябре 2015. В него входят общие положения, объясняющие все понятия документа – от сторон, договаривающихся об эксплуатации коммуникаций, до возможных проблем и аварий. Зная нюансы постановления, можно оградить себя от неправомерных взысканий или, наоборот, потребовать у обслуживающих компаний качественного исполнения обязательств.
- Договорные отношения между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами
- Присоединение к коммунальным системам и учет количества воды
- Нормирование и контроль
- Расчеты за питьевую воду и сброс нечистот
- Порядок прекращения или ограничения отпуска и приема воды
- Обязанности, права и ответственность сторон
Договорные отношения между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами
Чтобы заключить договор, заказчику нужно собрать пакет документов. В него входят:
- заявление с перечислением объектов, подключенных к системам водообеспечения и канализации;
- данные об объемах питьевой воды и стоков;
- документы, подтверждающие право заявителя на использование инженерных сетей и конструкций, а также разрешение на подсоединение;
- схемы канализационных магистралей и водопроводов;
- режим и лимиты отпуска воды и приемки стоков;
- санитарно-гигиенические показатели;
- перечень мероприятий по учету и рационализации водопользования и уменьшению сточных жидкостей.
При составлении договора обговариваются тарифы, сроки и условия оплаты, размеры штрафных выплат при нарушении обязанностей сторон. К документу прилагают акт, разграничивающий ответственность по использованию коммуникаций. Если он отсутствует, граница ответственности определяется на основе балансовой принадлежности.
Если договора между сторонами нет, подсоединение предприятия к водным коммуникациям либо предоставление услуг потребителям считается незаконным.
Присоединение к коммунальным системам и учет количества воды
Помимо договора с хозяйствующей организацией, для правильного подсоединения к водопроводящим системам абонент должен установить приборы учета потребления и сброса жидкостей. Их ставят на участке, разграничивающем эксплуатационную ответственность. При этом он должен быть хорошо освещен, исправен и доступен для проверок. В этом месте не должны располагаться транзитные магистрали и выпуски.
Представители хозяйствующей организации проверяют все документы по приему учета и пломбируют его. Они же сообщают сроки предоставления показаний, время стандартных поверок и условия внеплановых, например, при погрешностях в показаниях счетчика.
Если владелец прибора сам обнаружил неисправность, ему необходимо уведомить контролирующие органы в течение трех суток после этого.
Статус абонента позволяет предпринимателям самостоятельно контролировать потребление питьевой воды и объемы стоков субабонентов, то есть пользователей. Если средства измерения неисправны, по согласию с хозяйствующей организацией, учет и оплата ведется, исходя из средних показателей за полугодовой период. На ремонт отводится месяц.
Нормирование и контроль
Если лимиты регулярно превышены, их пересматривают и ищут причины. Но редко коммунальщики идут на их повышение. В правилах пользования коммунальными системами водопровода и канализации указана необходимость проведения мероприятий по рациональному пользованию водными ресурсами.
Контролирующие действия в большинстве своем направлены на снижение риска загрязнения экосистемы фекальными сбросами. Запрещено:
- засорение трубопроводов и колодцев посторонними предметами, разрушение их конструктивных элементов;
- образование в канализации взрывоопасных и ядовитых соединений;
- препятствие биоочистке стоков.
Контроль качества питьевой воды ведется путем проверок в лабораториях на соответствие с нормативами.
Расчеты за питьевую воду и сброс нечистот
Платить за пользование водопроводом и канализационными системами нужно регулярно по показателям учетных приборов и тарифами, установленными в регионе.
Оплата коммунальных услуг субабонентами может направляться как абоненту согласно заключенному договору, так и непосредственно хозяйствующей организации. В последнем случае это нужно согласовать с абонентом.
Порядок прекращения или ограничения отпуска и приема воды
- аварийной ситуации;
- отключения электричества;
- потребность в большом объеме воды для пожаротушения.
Ограничение поставок питьевой воды с предварительным оповещением пользователей проводится, если ухудшилось ее качество, возникли загрязнения или проводятся плановые ремонтные работы, а также подключение новых абонентов.
Коммуникации отключат при выявлении самовольного подсоединения к системам или неуплате за поставленные услуги.
Обязанности, права и ответственность сторон
У каждого участника договорных отношений свои права и обязанности. Для хозяйствующей организации:
Права | Обязанности |
Контролирование объемов потребления и сброса воды. | Обеспечение функциональности всех инженерных коммуникаций. |
Принятие мер экономического воздействия при нарушении договорных обязательств. | Принятие мер по нивелированию утечек и других водных потерь. |
Ограничение работы и даже отключение водопроводных и канализационных сетей при определенных обстоятельствах. | Своевременная ликвидация аварийных ситуаций и их предупреждение. |
Отключение от коммуникаций тех, кто подсоединился без разрешения. | Информирование о качестве питьевой воды, тарифных изменениях, лимитах потребления. |
Проведение лабораторных исследований водопроводных и сточных вод является не только правом организации, но и ее обязанностью.
На абонента ложится соблюдение своей части договора: контроль эксплуатации коммунальных систем и содержание их в исправном состоянии, своевременная оплата, обеспечение сохранения пломб на приборах учета.
Необходимо обеспечивать беспрепятственный доступ представителей контролирующих служб к счетчикам и ревизионным участкам для отбора проб. В то же время он может требовать у хозяйствующей организации четкого исполнения их обязанностей.
Такие же права имеют субабоненты, то есть простые пользователи коммунальных услуг – как по отношению к абоненту, так и к той организации, с которой у него заключен договор.