Что такое водопроводные задвижки и где они используются

Водопроводная задвижка – это запорный арматурный элемент, предназначенный для полного прекращения движения воды в сети водоснабжения. Такими устройствами оборудуется большинство магистралей сечением от 15 мм до 2 м для разных жидкостей: воды, нефтяных продуктов, а также сжатого воздуха и сыпучих продуктов.

Конструкция задвижки

Независимо от типа все запорные устройства для водопровода состоят из таких элементов:

  • корпусная часть с крышкой;
  • запорный узел, в составе которого имеются направляющая и затвор;
  • элемент управления, состоящий из вентиля, махового колеса и резьбовой втулки;
  • бугельный узел для защиты от агрессивной среды и высокой температуры.

Устройства изготавливают из высокопрочного чугуна и стали. Закрепляются в системе за счет фланцевого либо муфтового резьбового (для труб небольшого сечения) соединения.

Размеры зависят не только от предназначения и типа, но и от материала изготовления. Стандартный диаметр чугунных изделий от 40 до 2000 мм, строительная длина – от 140 до 550 мм. Соответствующие размеры по ГОСТу у стальных фланцевых задвижек: 50–1600 мм и 140–550 мм.

Принцип действия

Задвижка трубопровода работает таким образом:

  1. Вручную либо при помощи электропривода осуществляется движение махового колеса, а за ним и штока.
  2. Шток передвигает затвор, контролируемый направляющей.
  3. Затвор перегораживает корпус, создавая препятствие на пути передвижения жидкости.

Чтобы открыть затвор, нужно крутить маховое колесо в обратном направлении.

Не стоит применять задвижки для регулировки водного потока. Эту функцию выполняют специальные клапаны для водопровода. В задвижках, используемых не только для полного перекрытия, стальные или чугунные детали при постоянном воздействии жидкости постепенно износятся и не смогут качественно выполнять свою работу.

Виды арматурных элементов

Шиберная задвижка

Задвижки подразделяются на два типа в зависимости от направленности действия – параллельные и перпендикулярные. Последний тип – стационарный, перемещается под углом 90 градусов к потоку. Параллельные устройства устанавливаются с нулевым углом и не создают препятствия для жидкости, пока находятся в стандартном режиме.

Классифицируют арматурные элементы и по типу запора:

  • клиновые;
  • шланговые;
  • шиберные.

Также запорная арматура различается по способу перекрытия трубопровода: с выдвижным и не выдвижным шпинделем. В первом варианте происходит поступательная передача вращения маховика, последующее выдвижение шпинделя и перекрытие трубного просвета, во втором – закрытие осуществляется лишь с помощью вращения.

В отдельную категорию можно выделить устройства, устанавливаемые на оборудовании для тушения пламени. Пожарные задвижки бывают наклонными с наружной резьбой или с фланцевым вводом и редукционными.

Критерии выбора

Перед приобретением арматурного элемента определяют, для чего он будет использоваться: для полного перекрытия водного потока либо его регулировки. После этого анализируют следующие показатели:

  • предназначение и условия эксплуатации: качество рабочей среды, максимумы давления и температурный диапазон;
  • номинальная величина условного прохода (ДУ);
  • способ управления устройством;
  • габариты и методы подключения к трубопроводу;
  • вариант перекрывающего устройства;
  • подходящий материал корпуса.

Чугунная задвижка наиболее часто применяется для канализационных магистралей, трубопроводов со сжатым газом, паром и сыпучими продуктами. Для отопительных и водопроводных сетей в основном применяют запорные элементы из стали.

От технических характеристик зависит стоимость приспособления. Диапазон расценок очень широк: задвижки могут стоить от 1000 до 140000 рублей. Цены на регулировочные водопроводные клапаны варьируются от 1000 до 500000 рублей.

Особенности монтажа

Этапы работ при установке арматурного элемента на трубу из пластика:

  1. Отрезают трубу необходимой длины.
  2. На разогретые до 260-ти градусов насадки паяльника надевают присоединительный патрубок задвижки и торец трубы.
  3. После нагрева вставляют в патрубок трубу.
  4. Дают соединению остыть и полностью отвердеть пластику.

Маховое колесо может располагаться как сверху, так и сбоку, но ни в коем случае снизу.

Если магистраль металлическая, монтаж зависит от типа соединения арматуры. Потребуется нарезать резьбу на концах трубных отрезков или приварить ответные фланцы.

Установка задвижек с электроприводом на трубы водопровода имеет свой нюанс. Элемент монтируется в любом положении, кроме нижнего. Если шпиндель расположен в горизонтальной плоскости, нужна дополнительная опора под электропривод.

Основная масса задвижек не подлежит ремонту. Следует тщательно следить за состоянием арматуры и при необходимости заменять новой.